О снятии санкций с Ирана "шестерка" международных посредников (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия) договорилась еще в июле 2015 года, но оставалось дождаться официальной бумаги от Международного агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В субботу, 16 января, такая бумага наконец поступила. Теперь этот день в Иране будут считать чуть ли не государственным праздником.

 

Поэтапная отмена

 

Соглашение предусматривает поэтапную отмену санкций, то есть не всех сразу. В первую очередь перестают действовать торговые и финансовые санкции против Ирана. Но полностью отменяются только штрафные меры, введенные ООН в связи с ядерной программой Тегерана. А санкции Евросоюза и США лишь приостанавливают свое действие. Если же Тегеран снова нарушит договоренности, санкции возобновятся. Причем ядерную программу Ирана будут проверять постоянно.

Действие всех санкций может прекратиться через восемь лет, но это может произойти раньше, когда МАГАТЭ даст развернутое заключение с подтверждением того, что иранская ядерная программа носит исключительно мирный характер. Только через десять лет перестанет действовать большинство ограничений по отношению к Ирану.

 

Да будет нефть

 

Сейчас же иранские танкеры с сырой нефтью готовы незамедлительно отправиться из страны, чтобы, как считают эксперты, мировое предложение по нефти увеличилось по отношению к спросу еще больше - примерно на 500 тысяч баррелей в день. Хотя на данный момент рынок и так перенасыщен примерно на 2 млн баррелей в день. Вслед за этим понизятся цены на энергоносители. Но Иран об этом не волнуется, поскольку стране хочется поскорее забрать свою долю рынку, которую оперативно отобрала Саудовская Аравия, став лидером ОПЕК по добыче.

Стоит отметить, что не все эксперты уверены в том, что возвращение Ирана серьезно изменит котировки на нефть. Есть мнение, что текущий спад мировых цен на углеводороды заранее спровоцирован мыслями о возвращении Ирана, то есть проблема скорее просто психологического характера. В одном комментаторы сходятся - Иран будет продавать нефть с некоторой скидкой по сравнению с биржевыми ценами, долларов на 4-5.

 

Игра на понижение

 

На фоне отмены иранских санкций Саудовская Аравия заранее заявила, что готова продавать нефть по цене в 16 долларов за баррель. За такими заявлениями видно, что страны-экспортеры нефти нацелены на понижения экспортных цен до уровня себестоимости. Однако так рынок долгое время продержаться не сможет. Игрокам через год-два придется забыть о скидках на нефть и принимать уже совершенно новые шаги.

Саудовская биржа уже пострадала от событий со снятием иранских санкций. Так, 17 января индекс саудовской биржи Tadawul опустился на 6,5 процента. Главный индикатор Tadawul All-Share Index (TASI) вскоре после открытия торгов опустился на 7,12 процента, а его значение составило 5,442 пункта. Все акции 167 представленных на бирже ценных бумаг компаний подешевели. Также во время открытия торгов на 6 процентов снизились показатели на биржах Катара и Дубаи.

Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива по очевидным причинам не рады заключению ядерной сделки с Ираном. Оппоненты Тегерана считают, что власти будут нарушать достигнутые договоренности, а после прекращения проверок вновь вернутся к использованию ядерной энергетики в военных целях. Но такие заявления выглядят странно на фоне очеыидной конкуренции между Ираном и соседними странами.

 

Выгоды для России

 

Что касается России, то властям возвращение Ирана невыгодно, тем более что бюджет РФ напрямую зависит от нефтяного экспорта. Российским нефтяникам придется делать скидки для своих партнеров. У России есть хороший контракт на поставку нефти в Китай, согласно которому нефть будет поставляться в КНР по фиксированной цене.

В то же время снятие экономических санкций с Ирана открывает для России ранее закрытый рынок для экспорта своего вооружения, ведь теперь Иран не только сможет получить доступ к замороженным активам на зарубежных счетах, которые оцениваются примерно в 50 млрд долларов и могут быть потрачены на военные нужды.

Россия и Иран также договариваются о реализации совместных проектов на сумму до 40 млрд долларов, в ближайшее время по ним уже могут быть подписаны контракты. Москва и Тегеран также задумались о создании совместного российско-иранского банка, который сможет кредитовать такие проекты.

Алексей Петров