- Расскажите, какие темы и вопросы были затронуты в ходе визита в Москву?

- Я приехал в Россию по приглашению Министерства иностранных дел РФ по случаю столетия «Россотрудничества». Принял участие в круглом столе по вопросам влияния парламентов на политические процессы. Был в Госдуме, где состоялся разговор о том, что в будущем российские парламентарии могут поддержать нас в вопросе о военно-нейтральном статусе Черногории. Этого мы бы хотели и от  НАТО. В Совете Федерации я выступил с докладом на тему «Современный мир: контрасты и реалии».

- Премьер-министр Черногории Мило Джуканович неоднократно заявлял, что в акциях протеста виден «русский след». Что Вы можете ответить на эти слова, действительно демонстрации - это дело рук России или это все же волеизъявление народа?

- На протяжении всего времени протестов в Черногории мы сталкиваемся с  обвинениями, что за нашими демонстрациями стоит Россия в финансовом и организационном плане. На самом деле это не так. Об этом было сказано и в Совете Федерации, где я выступал в ходе нынешнего визита в Россию. За этим протестами стоит, прежде всего, население Черногории, которое имеет антинатовские и во всех смыслах пророссийские настроения.

Конечно, есть в Черногории и партии, которые склонны видеть плюсы во вступлении страны в состав НАТО. Однако, даже по их мнению, это решение население должно озвучить на референдуме. Если же это произойдет без референдума, они посчитают решение нелегитимным.

- В эти выходные в Черногории пройдут еще демонстрации.

- Верно, 29 ноября будет протестная акция в одном из самых больших городов – Никшич. Там ожидается как минимум несколько тысяч митингующих. Естественно, там будут повторяться требования, которые мы выдвигали изначально – формирование нового правительства, главная задача которого состояла бы в проведении честных выборов в Черногории. Страна уже 25 лет находится под властью одного человека и одной партии. С помощью определенных внешних факторов премьер-министр Мило Джуканович благодаря всем обокраденным избирательным циклам с 1997 года, в том числе и обокраденному референдуму, построил частное государство. Владельцами его стали он и узкий круг его ближайших союзников. Этому есть множество доказательств на международном уровне.

- Вы открыто заявляете о нелегитимном правительстве, организуете акции протеста. Как на это реагирует руководство страны?

- Административный комитет Черногорского парламента большинством голосов депутатов правящих партий дал свое согласие на отмену нашей депутатской неприкосновенности. Мы ожидаем, что в эти дни большинству из нас в ходе голосования Черногорского комитета отменят иммунитет, чтобы Джуканович ускорил политическую кампанию и преследование политических противников. Конечно, до сих пор не установлено, кто во время протестов жестоко избивал мирных демонстрантов 17 и 24 октября, и, по всей вероятности, никогда не узнаем.

Я был одним из организаторов, полиция дошла до побоев, я попал в больницу. Что касается снятия иммунитета, то это абсолютно политический процесс, не имеющий ничего общего с уголовной составляющей. Это еще и результат того, что 14 ноября перед визитом Генсека НАТО в Подгорицу я заявил, что Черногория не имеет интереса вхождения в НАТО, а скорее рассчитывает на нейтральность альянса и России. Это абсолютно другое направление, нежели то, куда ведет Черногорию ее нынешнее руководство.

- Демократический фронт выступал с инициативой создания «Союза антинатовских сил Черногории». Кто может войти в его состав, и на каком этапе его формирование находится сейчас?

Большая часть населения Черногории противится вхождению в альянс. Если даже НАТО направит приглашение на вступление (это ожидается 1-2 декабря), то наша партия вместе с другими патриотическими партиями сформирует антинатовскую коалицию со всеми из этого вытекающими последствиями. Если это случится, то в нее войдут все патриотические партии Черногории, неправительственные и некоммерческие организации, общественные движения. Называть конкретные имена еще рано, однако можем заверить, эта коалиция будет масштабной и очень активной. Все-таки у нас еще есть надежда, что приглашение на вступление в НАТО не поступит.

- В октябре в связи с бессрочными массовыми акциями протеста эксперты предсказывали Черногории политический кризис. Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в стране?

- На самом деле, в Черногории идут несколько параллельных процессов. Евроинтеграция, по всей видимости, тоже находит серьезную поддержку у населения, однако черногорцы против вступления в альянс. Другая параллель – пророссийская, где ощущается историческая связь с РФ. И ее нужно укреплять общими знаменателями.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что Черногория – страна небольшая, чтобы можно было разделаться на левых и правых. Наша партия – одна из тех, которые все-таки хотят примирения и единства. Сегодняшняя Россия может послужить хорошим примером: разделения 1917 года так или иначе сбалансировали ситуацию. В нашей партии существуют идеологические разногласия, но они не препятствуют достижению общей цели.

Черногория пока еще не нашла согласие в том, где были ее исторические ошибки. Сложно определить будущее развитие страны, когда нет четкого диагноза.

- 12 октября политики Черногории обратились с открытым письмом к послам 28 стран-членов альянса, в котором заявляли, что «вступление Черногории в НАТО, проводимое нелегитимным правительством Джукановича, не может быть признано законным, так как большинство граждан страны против». Известно что-нибудь о дальнейшей судьбе этого письма?

Письмо было отправлено не от имени Демократического фронта, в который входит несколько партий, а от имени одной из них – просербской «Новая сербская демократия». Естественно, если дело дойдет до формирования антинатовской коалиции, то мы объединим усилия. Официальной реакции на это письмо не последовало.

- Кстати, Турция – член НАТО. И именно она сбила российский СУ-24. Как вы можете это прокомментировать?

- Моя точка зрения совпадает с официальной российской точкой зрения. Я называю это террористическим нападением на самолет России. Это нападение просто четко определило позицию Турции в сирийских вопросах. Трагедия стала доказательством того, что Турция – один из главных спонсоров и защитников «Исламского государства». По всей видимости, там замешаны и личные интересы президента Турции. И верно, Турция - член НАТО, и в этот альянс нынешнее правительство Черногории и собиратеся войти.