Госсекретарь США Джон Керри отправляется в пятидневное турне по странам Центральной Азии. В маршруте отмечено пять пунктов пребывания: Киргизия, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Туркмения. Америка надеется потеснить на азиатском поле традиционных игроков – Россию и Китай.

 

Что ищет он в краю далеком?

 

Как ожидается, главное темой всего турне Джона Керри станет вопрос безопасности. Опасения вызывает Афганистан, где помимо таких экстремистских группировок, как «Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение Туркестана» и «Аль-Каиды», резко активизировалось «Исламское государство».

В случае возникновения опасности Киргизия, Таджикистан и Казахстан могут рассчитывать на помощь Москвы, так как страны входят в состав ОДКБ (Узбекистан же свое членство приостановил). На данный момент Россия уже предоставляет Бишкеку и Ташкенту серьезную военно-техническую помощь.

При этом страны Центральной Азии не отказываются и от сотрудничества с Америкой. Так в этом году Штаты на безвозмездной основе предоставили Узбекистану сотни бывших в употреблении единиц бронетехники. По этому же пути пошла и Туркмения – власти обратились к Белому дому с просьбой об оказании им военно-технической помощи «для охраны границы и нейтрализации угроз».

Как отметил в интервью «Коммерсанту» директор казахстанской «Группы оценки рисков» политолог Досым Сатпаев, визит Джона Керри призван убедить руководство этих и других стран Центральной Азии в том, что США не оставят регион «на растерзание террористам» после сворачивания операции в Афганистане.

Кроме обсуждения безопасности в регионах, Джон Керри планирует уделить внимание гуманитарному сотрудничеству. В Бишкеке он откроет новый корпус Американского университета Центральной Азии. В Астане выступит перед слушателями Назарбаев-университета.

А завершится пятидневный визит госсекретаря США совещанием в новом формате C5+1 (с участием всех министров иностранных дел стран региона одновременно).

 

Смена стратегии

О том, что США намерены пересмотреть свои подходы к выстраиванию отношений с Центральной Азией, было объявлено еще в конце октября 2014 года. Тогда Агентство США по международному развитию объявило о новой пятилетней программе в регионе, которая предусматривала смену стратегии Америки в Центральной Азии.

Американцы, в прочем, как и всегда, придерживаются двойных стандартов. С одной стороны, еще недавно они снижали финансирование центрально-азиатских проектов политического, гуманитарного и социально-экономического характера. За 2012-2013гг  расходы сокращались с 436 до 118 млн долларов.

Но второй факт свидетельствует совершенно об ином. В сфере безопасности Вашингтон, наоборот, наращивает свои расходы. Американские специалисты проводят всевозможные тренинги, поставляют оборудование, обмениваются информацией с силовыми службами стран региона. В прошлом году Пентагон увеличил затраты на сотрудничество со странами Центральной Азии в военной отрасли на 40 процентов. Повышенный интерес к безопасности в этом регионе проявляет и Евросоюз, разрабатывающий новую рамочную Стратегию.

 

Другие игроки

 

Буквально несколько дней назад завершился визит в Центральную Азию премьера Японии Синдзо Абэ. Ранее, в июне, регион навещал генсек ООН Пан Ги Мун, в июле — премьер Индии Нарендра Моди.

России же Центральная Азия выгодна как расширение Евразийского экономического союза. Китай договорился с пятью странами региона об их активном участии в проекте "Экономический пояс Шелкового пути" (ЭПШП). В рамках него в регион придут китайские инвестиции (прежде всего в инфраструктурные проекты) и товарные потоки. Начинавшаяся было конкуренция двух экономических проектов трансформировалась в сотрудничество в мае 2015 года, отмечает «Коммерсант».

Во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву было подписано соглашение о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП.

В 2011 году Белый дом объявил о собственной инициативе "Шелкового пути", которая имела практически те же задачи, что и одноименная китайская инициатива, появившаяся тремя годами позже. Ее суть, по словам заместителя госсекретаря США Энтони Блинкена,— "помочь региону интегрироваться в мировую экономику" через развитие инфраструктуры. В рамках проекта CASA-1000 предполагалась переброска избыточной энергии с гидроэлектростанций из Киргизии и Таджикистана в Афганистан. Тем не менее за четыре года инициатива практически не принесла никаких видимых результатов.

 Марина Староверкина