МОК 21 июня оставил в силе решение о дисквалификации Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), передает РБК. Однако речи об отстранении всех российских спортсменов, вне зависимости от вида спорта, не было. Более того, как заявил на пресс-конференции глава МОК Томас Бах, сам Комитет не принимает каких-либо решений, а лишь формирует общие принципы и подходы.

Эти принципы отражены в общей декларации сегодняшнего саммита МОК, опубликованные на сайте организации. Первый из них: отмечая профессионализм и успехи Олимпийского комитета России как своеобразное "смягчающее обстоятельство", руководство МОК все же поддержало решение Международной федерации легкой атлетики (IAAF) оставить в силе действовавшую с середины ноября 2015 года дисквалификацию российских спортсменов-легкоатлетов.

 

Ожидаемое решение

 

Как заявил глава МОК Томас Бах, сам Комитет не принимает каких-либо решений, а лишь формирует общие принципы и подходы.

Решение IAAF было принято 17 июня единогласно. В нем отмечалось, что спортсмены, которые смогут доказать, что они не причастны к употреблению допинга, поскольку тренируются за пределами России и тестируются другими антидопинговыми организации, должны получить возможность принять участие в олимпийских соревнованиях. Выступать таким спортсменам предлагалось не под российским флагом, а под белым флагом МОК. Однако Бах участие россиян в соревнованиях под флагом МОК исключил.

Второй принцип МОК: призвать все национальные олимпийские комитеты и международные спортивные федерации не позволить пойманным на допинге спортсменам участвовать в Олимпийских играх в Бразилии. Далее, как отметил Бах, спортсмены не являются единственными виновниками и делят ответственность с тренерами, персональными врачами и прочими причастными лицами. Соответственно, МОК призывает подвергнуть их проверке.

В-четвертых, подчеркивая масштабы применения допинга в таких странах, как Россия и Кения, МОК ставит под сомнение "презумпцию невиновности" всех спортсменов из этих стран — но оставляет решение по их судьбе за международными федерациями по тому или иному виду спорта. Наконец, Комитет предложил Всемирной антидопинговой ассоциации (WADA) провести внеочередной саммит по проблеме допинга до конца следующего года.

Накануне заседания МОК у российской стороны почти не оставалось сомнений в негативном решении организации. "На данный момент никаким чудом тут не пахнет", — говорила двукратная олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом Елена Исинбаева. За несколько дней до заседания МОК немецкое издание Spiegel сообщило, что в ходе заседания МОК может быть поднят вопрос о дисквалификации вообще всех российских спортсменов.

 

"Вопиющая несправедливость"

 

Томас Бах также предложил спортсменам опротестовывать решение о дисквалификации через Спортивный арбитражный суд (САС). Глава МОК не исключил и такого варианта, при котором ВФЛА подаст апелляцию на решение IAAF о своем отстранении в целом. В этом случае, по словам Баха, МОК будет ожидать финального решения суда.

МОК ставит под сомнение "презумпцию невиновности" всех спортсменов из России и Кении.

Глава Олимпийского комитета России Александр Жуков, комментируя решение сессии МОК уже заявил, что считает это "вопиющей несправедливостью" и рассчитывает снять дисквалификацию через спортивный арбитраж. Жуков отметил, что об отстранении всей олимпийской команды России от участия в Олимпиаде речи не шло, и что ОКР не рассматривает возможность бойкота Олимпиады российскими спортсменами.

"Согласно пункту 61 Олимпийской хартии, любой спор вокруг применения или толкования решений МОК может быть разрешен Исполкомом МОК или САС, — пояснила старший юрист бюро А2 Екатерина Ильина. — Оспорить таким образом решение об отстранении сборной могут как ассоциации спортсменов, так и каждый из них в отдельности". Поскольку важной темой для обсуждений сейчас является реабилитация атлетов, не замешанных в допинговом скандале, события будут, вероятнее всего, развиваться по второму сценарию — индивидуальные опротестования, отмечает эксперт.

По словам Ильиной, при индивидуальных протестах шансы на оправдание могут быть высоки.​​ Но до Олимпиады осталось меньше двух месяцев, и загруженность лозаннского САС может привести к тому, что арбитраж попросту не успеет с решением по каждому из случаев к началу Игр.

 

Возможность попасть в Рио

 

До саммита МОК 21 июня руководство ВФЛА утверждало, что единственной возможностью легкоатлетов из России выступить на Играх в Бразилии является выступление под олимпийским флагом. Об этом в интервью спортивном изданию "Спорт Уикэнд" рассказал руководитель ВФЛА Михаил Бутов: "Вопрос о выступлении наших легкоатлетов под флагом России закрыт окончательно. Стартовать в Рио они могут только в статусе нейтральных атлетов под олимпийским флагом. До конца будем отрабатывать этот вариант".

Жуков после сессии МОК сказал, что российские легкоатлеты не станут выступать в статусе "нейтральных спортсменов".

Однако на своей пресс-конференции глава МОК Томас Бах отметил, что те легкоатлеты, которые смогут доказать свою непричастность к допинговому скандалу, будут допущены к соревнованиям только под флагом России. Александр Жуков после сессии МОК сказал, что российские легкоатлеты не станут выступать в статусе "нейтральных спортсменов". "Все российские спортсмены в Рио-де-Жанейро будут выступать только под российским флагом", — заявил Жуков в эфире RT.

Ряд российских спортсменов уже заявили, что отказываются выступать на Олимпиаде в статусе "нейтральных спортсменов". Например, о таком решении заявила рекордсменка мира в прыжках с шестом Елена Исинбаева, сдавшая олимпийский отборочный норматив на чемпионате России по легкой атлетике в Чебоксарах. Решение Исинбаевой поддержали и другие легкоатлеты, например, стайер Дмитрий Сафронов и бегунья на 100 метров с барьерами Юлия Кондакова.

 

История дисквалификаций

 

Нарушения антидопингового законодательства никогда ранее не становились поводом для отстранения от участия в Олимпийских игр национальных спортивных федераций или олимпийских комитетов. Но были прецеденты, когда спортсмены той или иной страны не могли принимать участие в Олимпийских играх.

Нарушения антидопингового законодательства никогда не становились поводом для отстранения от участия в Олимпийских игр национальных федераций.

Например, Олимпийские игры 1916 года, которые должны были пройти в Берлине, не состоялись из-за начала Первой мировой войны. После ее окончания от участия в Олимпиаде 1920 года в бельгийском Антверпене были отстранены Германия, Австрия, Венгрия, Турция и Болгария, признанные организаторами войны. С подобной же формулировкой отстранение — на этот раз сборных Гемрании и Японии — произошло после Второй мировой войны.

Спортсмены из СССР не принимали участия в Олимпийских играх вплоть до 1952 года. До 1933 года МОК не признавала советские спортивные учреждения, а членом международного олимпийского комитета являлся князь Лев Урусов, живший после революции в эмиграции. Олимпиаду 1936 года, которая прошла в Германии, СССР и республиканское правительство Испании бойкотировали. Уже после войны многие страны по тем или иным причинам устраивали бойкот играм в тех или иных странах. Наиболее известный пример — отказ стран Запада участвовать в Играх 1980 года в Москве.​

Кроме того, в 1992 году в связи с политическими процессами, приведшими к распаду СССР и Югославии спортсмены этих стран выступали под Олимпийским флагом на играх 1992 года в Альбервилле и Барселоне. Сборная СНГ тогда называлась Объединенной командой.