Кресло президента Ливана пустует уже четырнадцать месяцев. Ситуация в стране продолжает обостряться, а работа государственных институтов начала давать сбой. Происходит то, что принято называть политическим вакуумом. Страна практически не управляется. На 15 июля назначен 26-й раунд выборов президента Ливана. Принесет ли он мир стране?

 

Сбой в системе

 

По конституции Ливана, президентом может быть только христианин-маронит. Чтобы выборы считались состоявшимися в 1-м туре, за одного из кандидатов в ходе тайного голосования должны отдать свои голоса 2/3 депутатов парламента. Это - 86 (или более) народных избранников. Сегодняшний ливанский парламент практически поровну разделен на прозападный и просирийский блоки. 

Спустя год после безуспешных попыток собрать кворум в парламенте для голосования по кандидатурам президента, в Ливане, наконец, определился фаворит выборной гонки. Им стал лидер просирийского блока Мишель Аун, который ещё в 2005 году заключил соглашение о взаимопонимании с «Хизбаллой». Более того, блок Ауна инициирует демонтаж всей политической системы Ливана, считая ее принцип распределения должностей «расистским». А такие революционные инициативы необходимо отслеживать и контролировать.

Основной конкурент Ауна - Самир Джааджаа,  лидер блока «Коалиция 14 марта», или M14, получившего свое название в честь даты свершения революции кедров. Это - ливанская коалиция антисирийских политических партий и независимых кандидатов. Кандидатуру Самира Джааджаа поддерживает прозападная суннитская партия «Аль-Мустакбаль».

Претенденты традиционно набирают практически одинаковое количество голосов. Аэто значит, что конфессиональная ливанская модель дала сбой.

 

Попытка выйти из-зпод контроля

 

В то время, как ливанский парламент уже  в который раз не может собрать кворум, США активно расширяют в Бейруте свою дипломатическую миссию и возводя комплексы зданий стоимостью в 1 млдр долларов.

Чтобы выйти из кризиса, Мишель Аун высказался за народные выборы президента путем прямого и тайного голосования. Однако если ливанцы получат возможность избирать президента через всенародные выборы, США и Саудиты утратят контроль над половиной ливанского парламента, а, следовательно, и механизм для лоббирования решений, направленных против Дамаска и Тегерана.

 

Моральная помощь


Ситуация с выборами в Ливане, точнее – с их невозможностью, на руку сирийскому режиму. Это прекрасно понимают в Совете Европы, и потому, обращаясь к ливанским парламентариям, настоятельно призывают лидеров страны принять конкретные меры для выбора нового президента и поставить национальные интересы выше партийной политики.

Только вряд ли призыв европейцев приведет к успеху, пока в соседней Сирии у власти стоит Асад, поставляющий «Хизбалле» оружие на деньги Ирана.

Переломить ситуацию в пользу христиан и суннитов мог бы Евросоюз, но сегодня он сегодня предпочитает ограничиваться лишь советами и призывами, до реальной помощи дело не доходит.

К примеру, Евросоюз мог бы признать «Хизбаллу» террористической организацией, но он предпочел разделить ее на 2 части – политическую и военную, занеся последнюю в «черный список».

  Марина Староверкина