В наши дни тема Евразийского союза является актуальной и горячо обсуждаемой. Ее обсуждают все, начиная от глав государств, политических партий и правительственных организаций, заканчивая обычными гражданами. Буквально недавно у всех на слуху была новость о подписании Молдавией, Грузией и Украиной (экономической части) соглашения об ассоциации с ЕС. Не успела на этом фоне закончиться информационная битва противников и активистом такой ассоциации, как в СМИ появилась новая интригующая информация. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) уготовил Европейскому союзу ответ. Причем свое намерение о вступлении в ЕАЭС ярко продемонстрировал Бишкек. Напомним, что вступление в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии Киргизия откладывала по меньшей мере пять раз.

 

Обещанного три года ждут

 

 Евразийский Союз. Вперед к интеграции!

Подписание договора об Экономическом союзе должно стать заметным шагом на пути к преодоление последствий распада Советского Союза.

В СМИ неоднократно сообщалось о том, что в ЕАЭС готова вступить Армения. При этом она уже сделала первые шаги. На очереди стоит Киргизия, Таджикистан, Индия и другие страны. Как ранее заявлял глава Россотрудничества Константин Косачев, для этого необходимо создать комфортные условия.

Ранее, еше во времена правления Розы Отунбаевой, Киргизия намечала сближение с Евросоюзом. Тогда в девяностых годах страна получала от ЕС некоторую помощь. В то время Брюссель проявлял чрезмерную щедрость, ведь только на реализацию ТАСИС и TRASECA было потрачено около 200 млн евро. Эти деньги предполагалось вложить в реформу образования, энергетики и укреплению демократии. Но укрепить ее так и не удалось. В 2010 году в стране произошел государственный переворот. В результате чего был свергнут режим Курманбека Бакиева, а к власти пришел Алмазбек Атамбаев. В те времена новый предводитель любил повторять слова российского президента Владимира Путина: «Кто желает восстановить Советский Союз, тот не имеет ума, но тот, кто не скорбит по Советскому Союзу, тот не имеет сердца». Слова, слова, одни слова. А толку-то? В ноябре 2013 года Киргизия отказалась подписывать «дорожную карту» по вступлению в Таможенный союз. Тем не менее, в мае текущего года Атамбаев пообещал Москве, что Киргизия встретит новый 2015 год в составе ЕАЭС.

Однако за все приходится платить цену. И за вступление Бишкека в ЕАЭС придется заплатить кругленькую сумму, размер которой 1,5 млрд долларов. Оплата банкета вновь ляжет на плечи российским налогоплательщикам. Так, для вступления Бишкека в ЕАЭС нужно создать фонд развития с уставным капиталом 500 млн долларов. Остальные средства необходимо предоставить Киргизии в форме льготного кредита на развитие промышленности, которая еще во времена Советского Союза не отличалась высокой производительностью.

 

Что получит Киргизия от присоединения к ЕАЭС?

 

В целом процессы интеграции улучшат экономическую и политическую ситуацию в Киргизии. Дело в том, что со вступлением республики в Евразийский союз откроется масса дополнительных возможностей для производства и экспорта сельхозпродукции, текстильных изделий, стройматериалов и других товаров, производимых в Киргизии. А это создаст условия для увеличения экспортного потенциала страны на 20-25% в среднесрочной перспективе. Несмотря на небольшой вес киргизской экономики в масштабах Евразийского союза, ее присоединение будет иметь важное геополитическое значение, поскольку станет первым шагом на пути к дальнейшей интеграции республик Средней Азии.

В свою очередь, Россия за счет членства Киргизии в союзе получит возможность усилить свой контроль над республиками Средней Азии. Однако на этом поприще ей придется конкурировать как с США, так и с Китаем.

Есть и другая сторона медали – после того как Киргизия оформит членство в ЕАЭС, «дырявая граница» с Китаем станет частью внешней границы союзного государства России, Казахстана и Белоруссии, что позволит контролировать импорт дешевой китайской продукции.

По данным экономической версии Bloomberg, после присоединения Армении и Киргизии общий ВВП экономики ЕАЭС составит 2,6 триллиона долларов США. Это одна пятая от ВВП Евросоюза или США и меньше одной трети ВВП Китая.

Подводя итоги, можно сказать, что в геополитическом плане Россия несомненно выиграет от присоединения бывших постсоветских республик к ЕАЭС. Экономическая же выгода видится лишь в далекой перспективе. И появится она не раньше, как экономики бывших советских республик дорастут хотя бы до российского уровня.

Алиса Ермакова