Сегодня, 12 февраля, районный суд г. Москвы рассмотрит исковые требования депутата украинской Верховной рады Мустафы Джемилева к Федеральной миграционной службе России (ФМС), на пять лет запретившей ему въезжать в Россию. По данным РИА Новости, судебное заседание должно было состояться еще 22 января, но было перенесено из-за состояния здоровья судьи.

Суть да дело

 

Для тех, кто не знает или не помнит, или помнит, но забыл. Длительный период времени Джемилев возглавлял крымско-татарский меджлис, который претендовал на роль органа национального самоуправления около 260 тыс. крымских татар. В 2013 году его на этом посту сменил Рефат Чубаров. Весной прошлого года, после того как Крым присоединился к России, Джемилеву был запрещен въезд в РФ сроком на пять лет, позже, в июле, точно такой же запрет вручили Чубарову. По мнению властей региона, своими действиями они способствовали разжиганию межнациональной розни.

В мае прошлого года Джемилев спровоцировал первый крупный конфликт между новыми властями вошедшей в Россию Республики Крым и крымскими татарами. Тогда он пытался прорваться на полуостров, но ему не удалось пересечь пункт пропуска Турецкий вал в Армянске. Джемилева встречало около 5 тыс. крымских татар, которые блокировали трассы и прорвались в КПП пропускного пункта для встречи своего лидера. В итоге Джемилев во избежания конфликта вернулся на континентальную часть Украины, однако он не намерен оставлять попыток приехать в Крым.

Так, Джемилев, не согласившись с решением о временном запрете на въезд в РФ, решил его обжаловать в суде. По словам адвоката Марка Фейгина, иск подан в Басманный районный суд г. Москвы. Интересно, что же такого надо экс-главе меджлиса в России, если он так яростно сражается за свои якобы нарушенные права.

Побег в Турцию

 

В апреле прошлого года украинский демократ был вынужден покинуть полуостров. В  очередной раз Джемилев поехал искать помощи в Турции.

Тогда визит экс-главы меджлиса случайно совпал со столь важным голосованием в Крыму. И пока он там находился, скажем так, с официальным визитом, меджлис крымских татар организовал кампанию, чтобы сорвать референдум о самоопределении полуострова. По словам политологов, накануне голосования некоторые из них даже угрожали татарам, если они пойдут голосовать.

Кстати, Мустафа и раньше ездил в Турцию просить помощи. Напомним, что после отстранения от должностей в правительстве Крыма членов меджлиса, ранее перераспределявших денежные потоки и подряды в рамках государственных программ на обустройство репатриантов, меджлис оказался на грани банкротства. Где-то нужно было достать денег. Тогда выгодными спонсорами в глазах Джемилева были турецкие «покровители».

Тем временем в Сети появилась информация о том, что пилящий финансовую помощь из Турции Джемилев, после присоединения Крыма к России, оказался никому ненужным.

Является ли судебная тяжба для него лишним поводом, чтобы вновь заявить о себе? Или же дело в турецких «откатах»?

«Откат» или благотворительный взнос

 

Раньше Турция выделяла деньги на принадлежащий Мустафе Фонд «Крым» при условии получения турецкими компаниями подрядов на строительство так называемых объектов «для обустройства депортированных». В сентябре 2014 года имущество фонда «Крым», принадлежащего Джемилеву, было арестовано. Речь идет о запрете благотворительной организации Фонд «Крым» осуществлять полномочия собственника имущества по семи адресам. Соответствующее решение принял Центральный суд Симферополя. Служба судебных приставов, кроме ареста недвижимости, заблокировала счета фонда в Владкомбанке и запретила открывать счета в каких-либо других банках в России.

Как ранее писали СМИ, «откаты» Мустафе поступали из Турции в виде благотворительных взносов. Однако сегодня экс-глава меджлиса оказался вне распределения финансовых потоков, а значит не может гарантировать «спонсорам» получения строительных подрядов. А судя по тому, что шансы на его возвращение в Крым равны нулю, новых «откатов» ему точно не видать.

 Алиса Ермакова