Политические директора стран "шестерки" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) собираются  в Вене для продолжения работы над итоговым соглашением с Ираном по ядерной программе. Документ предусматривает отмену международных санкций. Стороны должны подписать его до конца июня.

 

Подушка безопасности

 

В документе с одной стороны будут прописаны параметры ограничения ядерной программы Тегерана и механизмы контроля за выполнением этих обязательств, а с другой - документ должен определить сроки и условия снятия санкций с Ирана, а также содержать протокол их возврата на случай, если власти ИРИ нарушат соглашение.

© AP Photo/Francisco SecoНесмотря на заметный прогресс на последней встрече, спорные вопросы по многим пунктам сохраняются до сих пор. Один из них – возможный возврат санкций. Здесь, как сообщают СМИ дипломатические источники, есть общее понимание, правда, пока нет согласования с Ираном. Но последнее слово остается за Тегераном.

Между тем, Тегеран готовит собственный план на случай невыполнения обязательств международными посредниками.

 "Уже поступило, по меньшей мере, три или четыре предложения, они рассматриваются. Иран также может незамедлительно восстановить свою деятельность, если другие участники нарушат обязательства в рамках соглашения", — сказал источник Reuters в одной из стран Запада.

Пока же в соглашении описано обязательство снятия части санкций, однако нет уточнения, каких именно.

«Если сказать по правде, эти санкции подковерно давно обходились. Была масса возможностей, по их обходу. Иран достаточно активно торгует и нефтью и газом. Турция забирает 16 млрд кубов газа, Китай является достаточно крупным покупателем нефти. Главная идея - это вопрос политический, а не денежный. Деньги Иран получает, хотя и не столько, как в 2008-2009 году, они не могут вести затратные международные программы, политическую игру не могут вести», - говорит председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.

 

Проверка без границ?

 

Другим камнем преткновения является вопрос о возможно имевших в прошлом место военных ядерным исследованиях Ирана.

© Архив EPA/LAURENT GILLIERON

Окончательный вердикт об оправданности подозрений со стороны Запада вынесет Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Тегеран заявляет, что сам процесс прояснения ситуации должен иметь конечный характер, плюс Иран настаивает на том, что именно он определит объекты проверки. По мнению Ирана, инспекторы МАГАТЭ  не должны  иметь доступа на все военные объекты в стране, к которым у них может возникнуть интерес. Ряд стран "шестерки" видит это по-другому.

Так, 1 июня глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил, что соглашение должно обязательно включать положение о предоставлении международным инспекторам доступа на все без исключения ядерные и военные объекты. "Самое хорошее соглашение бесполезно, если невозможно проверить, как оно выполняется", - считает он.

В Москве с таким подходом не согласны. "Мы не считаем, что все военные объекты должны быть открыты для инспекций, поскольку это связано с вопросами безопасности Ирана", - подчеркнул глава МИД РФ Сергей Лавров. По его словам, эксперты МАГАТЭ знают, какие объекты должны инспектироваться на постоянной основе.

 Для справки:

Переговоры по «ядерному досье» Ирана ведутся с 2003 г. с целью приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения. В 2006 г. к Франции, Великобритании и Германии присоединились США, РФ и Китай. США, Израиль и другие страны Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Страны ЕС ввели эмбарго на импорт иранской нефти с июля 2012 года. Аналогичный пакет мер против Тегерана ранее ввел Вашингтон.

 Марина Староверкина