И Лавров, и Дачич нашли понимание практически по всему кругу проблем и констатировали общность подходов властей государств.

Белград заинтересован во вступлении в Евросоюз, однако не станет этого делать, если подобный шаг повлечет за собой ухудшение отношений с Россией, заявил во время своего визита в Москву министра иностранных дел Сербии Ивица Дачич. По словам министра, Сербия является страной, которая географически и политически относится к европейскому континенту. Встать в ряды стран Евросоюза - в интересах Белграда, но в ущерб отношениям с Россией этого делать никто не собирается, уверенно сообщил сербский министр во время пресс-конференции со своим российским коллегой - главой МИД РФ Сергеем Лавровым.

 

Отношения с НАТО

 

Не Россия разрывала отношения с НАТО, но отношения можно восстановить только на условиях равноправия и выполнения договоренностей.

Российский министр в свою очередь заявил, что Москва не заинтересована в нагнетании конфронтации с НАТО и по-прежнему готова восстановить отношения с Североатлантическим альянсом. По словам главы МИД РФ, не Россия разрывала отношения с НАТО, но отношения можно восстановить только на условиях равноправия и выполнения договоренностей, касающихся обеспечения равной безопасности стран в евроатлантическом пространстве.

Лавров также отметил, что некоторые агрессивные устремления НАТО воплощаются в жизнь под лозунгами необходимости бороться с угрозой с Востока, угрозой, которая не существует и которая используется для того, чтобы оправдать наращивание военных расходов, развертывание военной инфраструктуры на западных границах России.

До визита Дачича в Москву в ряде балканских стран прошли памятные мероприятия, посвященные годовщине начала агрессии НАТО против сербского населения Югославии. Как заявил Сергей Лавров, в России не забывают о "тех 78 днях натовских бомбардировок" и относятся к этому с полным сочувствием, поскольку последствия бомбежки в Сербии приходится ликвидировать и в настоящее время. С тех пор прошло довольно много времени, но Сербия себе не изменила и продолжает придерживаться политики военного нейтралитета.

Это подтвердил и сербский дипломат. По словам Дачича, никто из руководства его страны не инициировал вопрос по вступлению в Североатлантический альянс, а сотрудничество Сербии с НАТО сохраняется на уровне партнерства исключительно ради мира. Амбиций по вступлению в альянс нет ни у политиков, ни у населения Сербии.

 

Распустить МТБЮ

 

МТБЮ уже давно стал политизированным, а все его решения направлены против сербского населения бывшей Югославии.

Вспоминая о недавнем приговоре бывшему лидеру боснийских сербов Радовану Караджичу, который вынес Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), оба дипломата сошлись во мнении, что суд уже давно стал политизированным, а все его решения направлены исключительно против сербского населения бывшей Югославии. По словам Сергея Лавров, Россия понимает всю политизированность и предвзятость МТБЮ и выступает за его скорейшее закрытие. По словам Лаврова, есть "масса примеров того, как трибунал проявлял свою предвзятость, выгораживая не сербских по происхождению обвиняемых в военных преступлениях".

Лавров рассказал о случае, когда в бытность постоянного представителя РФ при ООН он получил внутренние документы НАТО, где бывший косовский командир Рамуш Харадинай признавался военным преступником с формулировкой, что он "получает удовольствие от убийства людей". Позднее косовский командир судом был оправдан, а представители НАТО стыдливо скрыли эти данные. Подобный подход можно наблюдать и в других аспектах урегулирования посткризисной ситуации на Балканах.

Со своей стороны, Дачич заявил, что МТБЮ превратился в антисербский суд, а Белград тоже выступает за его скорейшее закрытие. Суд не внес вклада в примирение, а каждый новый приговор только приносит новые поводы для выяснения отношений между ранее враждовавшими сторонами. Дачич критически высказался относительно приговора осужденному бывшему лидеру боснийских сербов Радовану Караджичу, но также настороженно высказался и об оправдании лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля.

 

Братские страны

 

В России не забывают о "тех 78 днях натовских бомбардировок" и относятся к этому с полным сочувствием.

Стоит напомнить, что Россию и Сербию связывает долгое историческое партнерство и братские отношения между странами. Российская сторона поддерживала сербское население во время бомбардировок НАТО, которые начались в 1999 году в обход решения Совбеза ООН. Заявляя о своем нейтралитете по отношению к НАТО, сербские политики несколько лукавят, поскольку в феврале 2016 года президент страны Томислав Николич подписал соглашение с НАТО о предоставлении дипломатического иммунитета представителям альянса. До этого был подписан документ о сотрудничестве, совместных учениях и создании положительного имиджа НАТО среди сербских граждан. Но в сербском обществе намерений своих властей не оценили, а на улицах Белграда состоялся массовый митинг против интеграции Сербии в и Североатлантического альянса.

Невзирая на это Сербия была и останется братским народом для России, как неоднократно подчеркивал вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин. Еще в начале 2015 года он заявлял, что сильный военный союзник защитит Сербию от любого агрессора и сделает невозможным повторение сценария времен натовских бомбежек. По словам Рогозина, сейчас в России и президент другой, и люди во власти другие. С тех пор российская армия вышла на более высокие позиции в мире. А если бы у Югославии в 1999 году была система, подобная комплексу С-300, то "не произошло бы такой трагедии, как фактически безответный расстрел страны при применении высокоточного дальнобойного оружия".

Алексей Петров