На данный момент в состав Совета Европы входят 47 стран, в которых проживает более 800 млн человек.

 

История взаимодействия

 

История взаимодействия между Россией и Советом Европы складывалась непросто. Российская сторона подала свою заявку на вступление в Совет Европы еще в мае 1992 года, но процедура рассмотрения заявки затянулась, а в феврале 1995 года и вовсе была приостановлена из-за конфликта в Чечне.

В феврале 1995 года рассмотрение российской заявки на вступление в Совет Европы было приостановлено из-за конфликта в Чечне.

В сентябре того же года, когда Россия начала поиски политического решения чеченского конфликта, процедура рассмотрения заявки была продолжена. В январе 1996 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) проголосовала за вступление России в организацию, в феврале Россия стала 39-м государством в составе Совета Европы.

После этого Россия присоединилась к 58 важнейшим договорно-правовым актам Совета Европы, в том числе весной 1998 года была ратифицирована Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

С того момента РФ стала полноправным членом Совета Европы и признала для себя обязательной юрисдикцию Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Впоследствии это сыграло злую шутку с российскими властями, поскольку Россия неоднократно получала политически ангажированные претензии со стороны ПАСЕ, которая контролирует выполнение обязательств страной, вступившей в Совет Европы.

 

Постоянные претензии

 

Претензии ПАСЕ касались различных поводов: отсутствие юридически оформленной отмены смертной казни, проведение военных операций на Кавказе и признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Неоднократно поднимался вопрос об ограничениях или приостановлении полномочий российской делегации в ПАСЕ.

Отношения между ПАСЕ и Россией максимально обострились после возвращения Крыма в состав России. В апреле 2014 года российскую делегацию лишили права голоса, исключили из руководящих органов ПАСЕ и отстранили от работы наблюдателей. В январе 2015 года санкции были продлены до апреля 2015 года. Делегация РФ приняла решение о прекращении участия в деятельности ассамблеи до конца 2015 года, затем отказалась от участия в январской сессии 2016 года.

Неоднократно поднимался вопрос об ограничениях или приостановлении полномочий российской делегации в ПАСЕ.

На этом фоне появились слухи о том, что Россия выйдет из состава Совета Европы. В августе 2014 года президент России Владимир Путин заявил, что Россия может выйти из-под юрисдикции ЕСПЧ, хотя этот вопрос на повестке не стоит. Глава государства отметил, что ЕСПЧ многие решения принимает очень политизировано и не выполняет те функции, ради которых он создавался: не регулирует правовые отношения и не защищает никакие вопросы, "а просто исполняет какую-то политическую функцию".

Путин также высказался о возможном выходе при необходимости из международных договоров. "Я просто не очень понимаю, нужны ли нам какие-то специальные механизмы по денонсации. Вон, США взяли в одностороннем порядке и вышли из договора об ограничении стратегических наступательных вооружений", - сказал президент.

 

Уйти - значит проиграть

 

Стоит отметить, что Вашингтон всегда старался не дать Европе выступать на международной арене в качестве единого игрока, поскольку независимая Европа может представлять для США опасность. Представители США в свое время даже умудрились проникнуть в состав, казалось бы, европейской организации - Совета Европы. В свое время эта организация создавалась именно для обособления от влияния США. В начале 1990-х годов, когда в Совет Европы устремились Россия, Украина и страны Восточной Европы, Вашингтон моментально предложил странам организации допустить его к участию во всех политических механизмах сотрудничества. Именно так в Совете Европы в качестве стран-наблюдателей появились "лишние" государства - США, Канада, Япония и Мексика.

Вашингтон всегда старался не дать Европе выступать на международной арене в качестве единого игрока.

В этой ситуации российская сторона все же не стремится рубить с плеча и выходить из Совета Европы, хлопнув дверью. Как заявил в апреле 2016 года глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, полный и окончательный выход - крайняя мера, она возможна, но только в случае возникновения безвыходной ситуации.

По словам Пушкова, вопрос о пребывании в Совете Европы – серьезный и стратегический. "Дело в том, что есть такой принцип, что когда страна вступила в международную организацию, то, как правило, она из нее не выходит. Посмотрите на историю международных отношений, фактически невозможно найти случаи выхода государства из международной организации. Только если эта международная организация не объявляет такую политическую войну этому государству. Большинство ПАСЕ объявило нам политическую войну. И мы на это соответствующим образом отреагировали", — заметил Пушков.

Парламентарий подчеркнул, что руководство Совета Европы не объявляло России политическую войну. "Как раз наоборот, они стремятся, возможно, в своих собственных стратегических целях, но сохранять Россию в Совете Европы. И эта двойственность проходит через структуры Совета Европы. Руководство Совета Европы как раз прилагает все усилия для того, чтобы смягчить остроту этого конфликта", — отметил парламентарий.

Алексей Петров