Характерной чертой и тенденцией нашего времени стала смена политического руководства стран в результате так называемых «цветных революций». Как показывает анализ, эти события не стихийны, а инспирированы извне и происходят в результате практической реализации технологий их подготовки и проведения. 

При внимательном рассмотрении можно увидеть, что все «цветные революции» с некоторыми отличиями имеют много общего между собой. Андрей Манойло, известный российский политолог считает, что такие «революции» происходят по одной модели. 

 Справка

Андрей МанойлоАндрей Манойло, член Научного совета при Совете Безопасности РФ, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук, один из ведущих российских специалистов в области подготовки и проведения «цветных революций».

- Модель «цветной революции» включает несколько основных этапов (фаз).

На первом этапе в стране начинается формирование организованного протестного движения – основной движущей силы будущей «цветной революции». До открытого выступления протестное движение представляет собой сеть из конспиративных ячеек - лидер и 3-4 состоящих у него на связи активиста. Такие сети объединяют тысячи активистов, которые составляют ядро будущего протестного движения. Фото www.hostmypost.net

Многие будущие лидеры ячеек проходят обучение в специальных центрах «содействия демократизации общества». Как правило, они рекрутируют активистов из молодежной среды, чрезвычайно подвижной и легко увлекаемой различными яркими призывами и лозунгами.

Сетевой принцип организации протестного движения напоминает принцип организации глобальных террористических сетей. По сути, это одна организационная технология. Из подполья сеть выходит на улицы крупных городов одновременно и по условному сигналу, который называется «инцидент». Таким инцидентом может стать любое событие, шокирующее общество и получающее мощный общественный резонанс. Как правило, его инициируют специально.

В Сербии («бульдозерная революция» 2000), Украине (2004) и Грузии (2004) таким сигналом-инцидентом стали результаты выборов, которые объявили сфальсифицированными. Революция в Тунисе (2010), стране с авторитарным режимом, началась с самосожжения торговца на одной из центральных площадей столицы, события в масштабах страны, само по себе, ничтожное.

Фото cs417322.vk.meИнцидент должен привлечь внимание всего общества и стать предметом широкого обсуждения, интерпретации, причиной нарастания всеобщего возбуждения и инициирования стихийных форм массового поведения. После инцидента протестная сеть выходит из подполья на улицы, где группы активистов из ячеек становятся катализатором стихийных массовых процессов и вовлекают в эти процессы большие слои населения. При этом широко используются социальные сети.

Ячейки быстро обрастают гражданами, которых принять участие в стихийном протестном движении толкает, в основном, страх за свое будущее. Общая напряженность переводит сознание людей в так называемое «пограничное состояние», при котором они становятся подвержены массовым паническим реакциям, всеобщей истерии. Это проявляется на уровне рефлексов и инстинктов. С этого момента остается только один шаг от превращения протестных масс из сообщества протестующих в неуправляемую толпу.

Следующий этап в схеме «цветной революции» – формирование политической толпы. Для этого выбирается Фото www.alblasserdamsnieuws.nl.jpgдостаточно большая площадь («майдан»), где могли бы разместиться значительные массы народа. Активисты ведут протестный электорат на майдан, где в ходе многочасового митинга происходит полное слияние участников в единую массу, которой психология дает определение «толпа». Происходит полное эмоциональное слияние отдельных личностей с толпой, в которой для идентификации «свой-чужой» используется яркая «революционная» опознавательная символика.

В этих условиях с использованием технологий тоталитарных протестантских сект на уровне подсознания оказывается воздействие на толпу и внедряются ей новые ценности. Одновременно создаются необходимые материальные условия для поддержания ее устойчивого существования и функционирования. От имени толпы к власти выдвигаются ультимативные требования под угрозой массовых беспорядков или, реже, физического уничтожения. 

Если власть не выдерживает напора, стихия ее сметает. Если власть принимает вызов и выражает готовность сопротивляться, толпа становится основным «тараном» удара, который наносят по власти авторы «цветной революции». В дальнейшем такая революция неизбежно перерастает в мятеж, а в некоторых случаях – в Фото yandex.ru гражданскую войну с военной интервенцией. 

Эволюция организационных схем и шаблонов «цветных революций» хорошо прослеживается на примере революций «арабской весны». Они имеют свои особенности и отличаются от «цветных революций» в Центральной Азии, Украине, Грузии и даже от «зеленой революции» в Иране 2009 г. К классической схеме ее реализации (т.е. государственного переворота) здесь добавлены механизмы обратной связи и «управляемого хаоса». Они позволяют управлять политической нестабильностью не только в рамках отдельно взятой страны (Украина, Грузия), но и в масштабах целого региона (Ближний Восток, Северная Африка, Центральная Азия и т.д.).

Механизм обратной связи – специальный механизм, который в режиме реального времени позволяет выявлять и оперативно устранять недочеты в реализации схем «цветных революций» и адаптировать их под конкретные условия конкретной среды. Такой механизм впервые был отработан в революциях «арабской весны». В странах-жертвах «принудительной демократизации» государственные перевороты осуществлялись не одновременно, а последовательно, по цепочке.

Причем в каждом последующем «звене» цепочки «цветных революций» учитывались ранее допущенные ошибки. Фото yandex.ruВнедрение в технологические схемы «цветных революций» механизмов обратной связи позволяет погружать в революционные процессы уже не отдельные страны, а целые регионы.

Механизм «управляемого хаоса» позволяет применять «демократические схемы и шаблоны», изначально разработанные для общества западного (индивидуалистического) типа, в традиционных восточных обществах, которые в исходном виде невосприимчивы к пропаганде демократических и либеральных ценностей. Для восприятия западных, англосаксонских технологий «цветных революций» в такой социально-культурной среде, необходимо предварительно разрушить традиционную структуру ее общественного уклада.

Такое происходит с использованием технологии «управляемого хаоса», которая готовит традиционное общество к последующему применению технологий управления массовым политическим сознанием и массовым политическим поведением. Это достигается за счет разрыва традиционных связей между отдельными личностями и общиной, внедрения в сознание граждан суррогатного индивидуализма западного типа.

 

Андрей Манойло