Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с предложением проложить через Казахстан транспортный коридор из Азии в Европу. Благодаря «новому высокоскоростному мультимодальному транспортному маршруту»  ЕАЭС и ЕС смогли бы войти в Объединенное евразийское экономическое пространство с едиными правилами, стирающими барьеры между странами, но учитывающие национальные интересы участников. 

 

Новый «Шелковый путь»

 

Главной задачей Единого экономического пространства стало бы обеспечение принципа «четырех свобод»: свободы движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. У России, Белоруссии и Казахстана есть уникальные возможности для доступа к наиболее привлекательным азиатским рынкам, но их логистические цепочки ранее имели "фрагментарный" характер, и для транзита «Европа-Китай» приходилось иметь дело как минимум с пятью разными юрисдикциями и пятью наборами документов на груз. Такая сложная схема вынуждала подавляющее большинство крупных грузоотправителей отдавать предпочтение "окольным" морским перевозкам.

Нурсултан Назарбаев предложил проложить трансконтинентальный коридор через всю территорию Казахстана. Назарбаев назвал его "новым Шелковым путем".

"Я предлагаю создать объединенное Евразийское экономическое пространство. Нам важно принять единые правила, которые учтут национальные интересы всех участников и в то же время будут направлены на устранение барьеров, повышение взаимовыгодной интеграции. Правила должны касаться в первую очередь торговли, транспортировки, движения ресурсов. Создание экономического пояса Шелкового пути - все это, по сути, закладывает этот принцип в рамках объединенного Евразийского пространства", - цитирует по Tengrinews президента Казахстана.

Интерес к торговле с Евразийским экономическим союзом уже выразили 40 стран. 

Первая ласточка

 

На данный момент объемы торговли между Китаем и ЕС составляют почти $600 млрд, а к 2020 г. этот показатель увеличится до $800 млрд. Сухопутный маршрут в Европу  позволил бы увеличить транзитный потенциал как самого Казахстана, так и всего Таможенного союза.

"Нашим первым проектом является строительство казахстанского участка автомобильной магистрали Западная Европа - Западный Китай, общая протяженность его - 8000 км, около 3000 км пролегает через Казахстан. И эта часть строительства будет завершена в этом году", - заявил Назарбаев.

По его словам, ожидаемый объем грузов на казахстанском участке дороги составит до 30 млн тонн в год.

Трасса свяжет не только Китай и Казахстан, но и Россию и Европу. Доступ к ней получат страны Центральной Азии, уверяет Нурсултан Назарбаев.

 

Взаимные выгоды

 

Об идее создать Единое экономическое пространство ранее говорила и российская сторона. Руководство РФ уже не первый год призывает партнеров в Европе начать проект интеграции.

«Первым шагом на этом пути мог бы стать запуск переговоров о заключении соглашений о ЗСТ между Евразийским экономическим союзом и Европейским Союзом. Такую инициативу, как вы знаете, года назад в Брюсселе выдвинул (президент РФ Владимир) Путин. Она сохраняет свою актуальность», - заявлял глава МИД РФ Сергей Лавров.

Ранее канцлер Германии Ангела Меркель высказывалась за налаживание контактов между представителями ЕС и Евразийского экономического союза по торговым вопросам.

Подобные заявления звучали и из Брюсселя. В частности, еврокомиссар Штефан Фюле в начале сентября заявлял, что в перспективе необходима зона свободной торговли между ЕС и тогда еще – Таможенным союзом. При этом, в ЕС неоднократно подчеркивали невозможность одновременного членства в ТС или ЕАЭС и наличия Зоны свободной торговли и Соглашения об ассоциации с ЕС.

 Марина Староверкина