Известный политолог Андрей Манойло, член Научного совета при Совете Безопасности РФ, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук - один из ведущих российских специалистов в области подготовки и осуществления «цветных революций».

В серии эксклюзивных статей для «Росинформбюро» он рассматривает «цветные революции» как инструмент Запада для смены неугодных политических режимов в отдельных государствах. Манойло считает, что применяемые для этого технологии сегодня весьма остроты и актуальны.

Политолог проводит аналогию между событиями на Украине и «цветными революциями» в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в т.ч. и Египте. Он утверждает, что в настоящее время смена правительств осуществляется путем применения технологий управления массовым сознанием и массовым поведением гражданского населения в сочетании с силовыми методами.

 

Андрей Манойло - член Научного совета при Совете Безопасности РФ, профессор кафедры российской политики Андрей Манойлофакультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук.

- В мировой истории проблемы демонтажа неугодных политических режимов существовали всегда. Но ранее для этого использовались, в основном, классические силовые методы - вооруженные перевороты, локальные военные конфликты, гражданские войны и военные интервенции. Мировое сообщество выработало действенные методы противодействия этой угрозе и создало эффективные механизмы политического регулирования этих процессов, в т.ч. на международном уровне.

Как бы не критиковали ООН, но сегодня эта организация действует, а ее потенциал и возможности по управлению политической стабильностью и урегулированию международных конфликтов далеко не исчерпаны.

Тем не менее, проблема угрозы вооруженных переворотов в различных странах мира остается актуальной и не снимается с повестки дня. В целом эта категория угроз мировому сообществу знакома и оно знает, как на нее реагировать.Фото vorige.nrc.nl.jpg

Однако мир меняется и на смену вооруженным переворотам приходят более тонкие технологии «цветных революций». Они маскируются под истинные революционные движения и практически не встречают сопротивления как со стороны стран с уже сложившейся демократией, так и государств восточного типа с традиционным жизненным укладом.

Повторение сценария ранее прошедших «цветных революций» на Украине вызывает обоснованную тревогу. Сегодня возникла и крепнет уверенность в том, что Украина является разменной картой в глобальной геополитической игре, в которой главный удар американских режиссеров направлен на Россию, Китай и Казахстан.

Причины внимания к «цветным революциям» обусловлены их результатами в последние три года в целом ряде государств, которые до этого длительно и успешно сопротивлялись исламизму, внешним и внутренним угрозам. Государственные перевороты в странах с вполне устойчивыми политическими режимами привели к их полному или частичному демонтажу.

Кого бы еще покрасить? Фото yandex.ru.jpg Сценарии смены политических режимов в этих странах поразительно похожи. В них усматривается многократное повторение одного и того же шаблона и общих черт с «бархатными революциями», которые уничтожили коммунистические режимы в странах восточной Европы после распада СССР.

И это явно не случайно, так как вероятность точного совпадения сценариев смены политических режимов в странах, различных по уровню политической организации власти, социально-экономическому развитию и нерешенным проблемам, крайне мала. В этом плане Сирия и Ливия кардинально отличаются от Украины и Грузии. Но по всем показателям украинская революция (евромайдан) 2014 г. в точности повторяет сценарий «арабской весны» в Египте, вплоть до стиля поведения противоборствующих сторон.

Все это говорит о том, что в различных странах и регионах мы имеем дело с одним и тем же явлением – применением технологий «цветных революций». На Западе они называются технологиями проведения операций по экспорту демократии через акции гражданского неповиновения. Но в ярком брендовом названии нет ничего революционного. Сегодня даже западные СМИ отмечают, что эти революции настолько отточены, что их методы превратились в руководство по смене политических режимов.

«Цветные революции» – это технологии осуществления государственных переворотов и внешнего управления политической ситуацией в стране в условиях искусственно созданной политической нестабильности, в которых давление на власть осуществляется в форме политического шантажа, а в качестве инструмента используется молодежное протестное движение.

Цель любой «цветной революции» – государственный переворот, то есть захват и удержание власти насильственным путем, объект - власть и властные отношения, а предмет - политический режим.

Несмотря на существенные различия между государствами в геополитическом, социальном, экономическом плане и международном положении, все они укладываются в одну и ту же организационную схему. Она предполагает шаблонную организацию молодежного протестного движения, преобразование его в политическую толпу и использование этой силы против действующей власти в качестве инструмента политического шантажа. Это указывает на то, что «цветные революции» в принципе не могут быть реализацией объективных надежд и стремлений большинства населения.Фото sir-michael.ru

Необходимое условие осуществления «цветной революции» – наличие политической нестабильности в стране, сопровождающейся кризисом действующей власти. Если же политическая ситуация в стране стабильна, ее искусственно дестабилизируют. Достаточное условие – наличие специально организованного по особой сетевой форме молодежного протестного движения.

«Цветные революции» только внешне напоминают настоящие революционные движения и представляют собой технологии, которые маскируются под стихийные процессы. Они имеют почти театральный уровень драматургии, который западные политологи выдают за самопроизвольное и стихийное проявление воли народа, внезапно решившего вернуть себе право управлять собственной страной.

В основе технологического сценария «цветной революции» лежит англосаксонская (североамериканская) идеология демократизации, которая предполагает экспорт демократии, демократических институтов и ценностей в сопредельные страны. Эти технологии на практике умеют применять только англосаксы, их авторы и разработчики. Поэтому в любой стране, где началась «цветная революция» следует искать североамериканский след.

 

Андрей Манойло