Встречу министров обороны Шанхайской организации сотрудничества в Санкт-Петербурге нельзя назвать прорывом: вопросы международной и региональной безопасности, обсуждение путей консолидации усилий для адекватного реагирования на новые вызовы и угрозы в зоне ответственности ШОС, а также проведение практических мероприятий, направленных на обеспечение мира и стабильности в регионе - традиционные темы для обсуждения. Тем не менее, на фоне нарастающей изоляции Москвы, встреча министров, показала стремление России не просто диверсифицировать отношения между Западом и Востоком, но и стать Евразийским мостом.

Вне рамок ШОС, Москва, в последние годы, активно участвует в укреплении Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) поддерживая модернизацию вооруженных сил государств Средней Азии, в том числе путем проведения совместные военные учения.

В деятельности ШОС вопросы военного взаимодействия, которые решают министры обороны, в принципе вторичны. ШОС не НАТО и 5-ой главы в уставе организации, предусматривающей защиту одного из членов в случае нападения на него третьей стороны нет. Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан в случае опасности будут рассчитывать на собственные силы. Впрочем, опасность можно предотвратить. Именно по этому, в работе встречи министров принимают участие представители региональных антитеррористических структур ШОС.

«Наши страны ощущают на себе давление, которое оказывают терроризм, религиозный экстремизм, распространение оружия массового уничтожения, ракетных технологий, наркоторговля и киберпреступность, - отметил начальник главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России Сергей Кошелев. По его словам, одной из задач ШОС является диалог по этим вопросам».

Главная тема обсуждения - предстоящий вывод американских войск из Афганистана. В военном плане, это одна из наиболее актуальных проблем безопасности для региона. За время пребывания американцев в этой стране военному командованию армии США и новому правительству Афганистана не удалось стабилизировать ситуацию. Террористическое движение Талибан - ставшее первопричиной вторжения американских войск в страну не то, что не разгромлено, но и весьма успешно интегрировалось в куда более серьезную террористическую организацию - Исламское государство. В результате область напряженности, вызовов и угроз безопасности распространилась с территории Сирии и Ирака до Афганистана. Есть опасность со стороны союзных Талибану и ИГИЛ группировок, например Исламского движения Узбекистана, целью которых являются страны Средней Азии.

Вне рамок ШОС, Москва, в последние годы, активно участвует в укреплении Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) поддерживая модернизацию вооруженных сил государств Средней Азии, в том числе путем проведения совместные военные учения. Министр обороны Сергей Шойгу прямо говорит, что Россия и страны Средней Азии должны быть готовы к ухудшению ситуации в Афганистане.

Традиционно в конце весны - начале лета радикальные группировки в Афганистане переходят в наступление. В апреле-мае экстремисты захватили несколько районов в северной провинции Кудзуз, которая граничит с Таджикистаном. Эта провинция имеет стратегически важное значение, так как через нее проходят основные транзитные пути, связующие Афганистан с Таджикистаном. Талибы своими действиями, по всей вероятности, пытаются отделить часть севера страны от столицы.

После начала весенне-летней кампании по захвату территорий радикальными исламистами представители стран Средней Азии также выразили озабоченность ситуацией. Так, помощник президента Таджикистана по вопросам национальной безопасности Шерали Хайруллоев заявил, что наблюдается «рост исламского фундаментализма в самой крайней его форме».

«Их цель - создание очагов напряженности и вооруженный захват власти в непосредственной близости к южным границам СНГ, - рассказал он о действиях боевиков, захватывающих территории близ Таджикистана. - В случае реализации заинтересованными странами и их спецслужбами проекта «Исламское государство Халифат» через Афганистан зона политической нестабильности перейдет на страны СНГ и Китай, - подчеркнул Хайруллоев.

В ходе заседания министров обороны в Санкт-Петербурге будет подписан План сотрудничества министерств обороны на 2016 - 2017 годы, а также утвердить ряд документов, которые позволят повысить уровень взаимодействия между оборонными ведомствами в рамках Организации.

«Работа в рамках ШОС, - взыскал свое мнение агентству «Росинформбюро» профессор Академии военных наук Вадим Козюлин, это выстраивание Евразийского моста. - Как показало время Запад не просто неспособен решать вопросы региональной безопасности, но как те же США их только ухудшает. Именно поэтому диалог России в рамках Шанхайской организации становиться связующим звеном. Поиском компромиссов, поиском решения возникающих проблем».

Возможно, что именно по этому, кроме Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана. К разговору в рамках ШОС стремятся Индия, Пакистан, Монголия, Иран и Афганистан имеющие статус стран-наблюдателей. Еще шесть стран - Сирия, Азербайджан, Армения, Бангладеш, Непал - подали заявку на участие в ШОС в качестве наблюдателей.

 

Дмитрий Литовкин