МИД России поддержал намерение Китая начать собственный процесс урегулирования в Сирии. По словам официального представителя МИД России Марии Захаровой, позиция России состоит в том, чтобы максимально широкий круг сирийских оппозиционных сил определил своих представителей и сформулировал общие позиции, платформу для переговоров с правительством Сирии.

 

Не без участия России

 

Министр иностранных дел, зампредседателя правительства Сирии Валид Муаллем находится сейчас в Китае с официальным визитом, который продлится до 26 декабря. Сирийское правительственное информагентство SANA News сообщает, что шеф сирийской дипломатии Муаллем на встрече со своим китайским коллегой Ван И заявил, что Дамаск готов принять участие в межсирийском диалоге.

Китай предоставит Сирии дополнительную гуманитарную помощь в размере 40 миллионов юаней (6,1 миллиона долларов).

Речь идет о предложении, высказанном главой китайского МИДа Ван И о проведении в Пекине встречи сирийской оппозиции и правительственной делегации. Сирийская газета Al Watan пишет: официальный представитель МИД Китая Хун Лэй заявил, что визит сирийского министра является частью усилий Китая по продвижению мирного процесса и политического диалога между представителями сирийских властей и оппозиции. Китайские дипломатические источники в свою очередь также сообщают, что правительство в Пекине собирается организовать визит сирийской оппозиции в Китай.

Несмотря на видимую отстраненность от происходящего в Сирии, Пекин уделяет большое внимание происходящему в этом регионе. В свое время Китай поддержал Россию, наложив право вето на резолюцию стран Запада, предусматривающую начало военной операции против Сирии.

 

Свои интересы

 

Причиной, по которой Китай до последнего держался в стороне от Сирии, эксперты называют тесные экономические отношения с рядом региональных игроков, например, с Саудовской Аравией и Катаром. Саудовская Аравия на протяжении последних десятилетий была крупнейшим поставщиком нефти в Китай, а Катар, в свою очередь, является крупным экспортером природного газа.

В Сирии с марта 2011 года продолжается вооруженный конфликт, в результате которого, по данным ООН, погибли более 220 тысяч человек. Правительственным войскам противостоят отряды боевиков, принадлежащие к различным вооруженным формированиям. Наиболее активными являются боевики экстремистских группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра".

Экономический интерес побуждает Пекин если не поддерживать, то, по крайней мере, не выступать активно против саудовских сценариев «сирийского урегулирования». Тем не менее, как полагают специалисты, со временем Китай начнет закупать все больше нефти у России, отходя от саудовских рынков, что, по идее, приведет к перемене и политических аспектов. Тем более, что в остальном в отношении Сирии Китай действительно придерживается в общем и целом точно таких же подходов, что и Россия.

Говоря вкратце, Китай предпочел бы, чтобы, во-первых, в Сирии наступил мир, а во-вторых, чтобы террористическая угроза была либо уничтожена полностью, либо хотя бы ослаблена. И это для китайцев далеко не формальные словам – в стране проживает значительное число мусульман (до 21 млн человек, по данным 2009 года, в том числе 46% населения Синьцзян-Уйгурского автономного округа). Кроме того, Пекин интересуется будущим устройством Сирии в контексте своих инвестиций в эту страну.

Как отмечают специалисты, до 2011 года Пекин практически монопольно контролировал всю нефтедобычу в Сирии, так что ничего удивительного, что Пекин хотел бы вернуть влияние и возобновить свои проекты в Сирии, что напрямую зависит от того, как скоро на сирийские земли вернутся мир и покой. 

 Ника Бажанова