Несмотря на свои предвыборные обещания, греческое правительство запустило масштабный процесс приватизации. Первая сделка коснулась сразу 14 региональных аэропортов. Кто на очереди за лакомыми кусочками?

 

Лакомые кусочки

 

Иностранные компании давно ждали «греческий пирог». Лакомые кусочки между собой поделили еще до того, как Афины согласились на проведение реформ ради получения транша от мировых кредиторов.

Прибыльные аэропорты на наиболее популярных у туристов островах Корфу, Закинфос, Кефолонья, Миконос, Родос и Санторини достались немецкой компании Fraport AG. Это приобретение ей обойдется в 1, 23 млдр евро.

Таким образом, Берлин окончательно "дожал" Афины в плане распродажи приглянувшейся германским компаниям греческой инфраструктуры.

 

Вячеслав Юрин, политический обозреватель

Вячеслав Юрин, политический обозреватель, Сейчас немецкие компании готовятся к греческой приватизации. Лакомые куски – это греческий международный аэропорт. Есть крупнейшая телекоммуникационная компания – там немецкие инвесторы уже выстраиваются в очередь. Что касается частных немецких инвесторов, то они, прежде всего, поддерживают Грецию своими деньгами, когда они ездят туда отдыхать. Не исключаю, что поток немецких туристов в Грецию может сократиться, если волна демонстраций продолжится. Таким образом, греки подпиливают тот «туристический сук», на котором сидят, а нужно делать как раз наоборот. Международный финансовый институт, в том числе МВФ, который сейчас помогает Греции бороться с ее международными проблемами, советуют Афинам не прогонять туристов, а усиленно их привлекать.

 

Погашение долга

 

При этом большая часть денег, вырученных в рамках приватизации, пойдет на погашение ранее полученных кредитов (большая их часть - около 60 миллиардов евро - выдана именно Германией), а также денег, занятых Грецией у кредиторов на рекапитализацию банковской системы страны.

Объекты для последующих продаж будет подбирать новый приватизационный фонд, который заработает в 2016 году. Договоренность об учреждении данной структуры была достигнута в рамках соглашений Греции и ЕС, предусматривающих выделение Элладе нового пакета финансовой помощи в размере 86 миллиардов евро в обмен на продолжение болезненных структурных реформ.

Впрочем, столь крупные средства теперь выдаются под твердые гарантии греческого правительства приватизировать госактивы, объекты инфраструктуры и недвижимость на сумму в 50 миллиардов евро, что станет фактическим обеспечением выданных со стороны ЕС кредитов. Предполагается, что "большая распродажа" греческих активов продлится до 2025 года.

При этом Берлин до последнего момента настаивал на том, чтобы новый приватизационный фонд был расположен в Люксембурге и контролировался немецкими менеджерами. сообщает Российская газета.

 

Акции протеста

 

Новость о сделке с иностранными кредиторами греки восприняли в штыки. В знак протеста народ вышел на главные афинские площади. Митингующие уверены, новая экономическая реформа разрушит Грецию.  Организаторы призывали  население «дать ответ новому экономическому мучению греческого народа». Ведь под удар попадает как государственный, так частный сектор, индивидуальные предприниматели, безработные.

Но власти к митингующим не прислушались. Ранее жесткие условия, навязанные международными кредиторами Греции, раскритиковали действующие и бывшие и члены греческого правительства.

"Такая модель приватизации еще нигде в Европе не применялась, она скорее подходит колонии, чем государству ЕС", - заявлял министр инфраструктуры Греции Христос Спирцис.

Продавленный Брюсселем и Берлином план приватизации окончательно похоронит экономику Греции, уверен и бывший министр финансов страны Янис Варуфакис.

Известно, что немецкий бизнес давно добивался приватизации приносящей прибыль греческой региональной аэропортовой сети. Тем более, что опыт скупки подешевевших активов в Элладе германские компании освоили в совершенстве. Так, на пике экономического кризиса в Греции в 2009 году Deutsche Telekom приобрела контрольный пакет ранее принадлежавшей государству и крупнейшей греческой телекоммуникационной компании OTE.

 

 Марина Староверкина