Ведущим темой печатных и электронных СМИ, наряду с Украиной, являются сегодня события на Ближнем Востоке, катализатором чкоторых являются действия, так называемого Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ). Представители ИГИЛа называют свое государство новым Халифатом. Что же это такое и почему так внимательна к этому мировая пресса?

ИГИЛ - Исламское государство Ирака и Сирии (Леванта) оценивается сегодня как самая мощная и непримиримая террористическая группировка. По результатам своей «деятельности» она далеко превзошла «знаменитую» Аль-Каиду, о которой сегодня уже мало кто и говорит.

 Справка

«Исламское государство Ирака и Леванта» (ISIS, в русской транскрипции - ИГИЛ) – террористическое Фото ajnj_islam-today.ruобразование суннитского толка. В октябре 2006 г. на базе местного отделения «Аль-Каиды» путем слияния одиннадцати радикальных исламистских группировок было объявлено о создании «Исламского государства Ирак» (ИГИ). После присоединения еще около 8 мелких групп движение получило нынешнее название. Первым лидером был Абу Омар аль-Багдади.

В 2013 г. ИГИЛ включилось в гражданскую войну в Сирии как самостоятельная сила. Конечная цель – создание крупного теократического суннитского государства, в которое должны войти Сирия, части территории Ирака, Ливана, Иордании и Палестинской автономии.

Ближайшими врагами организации объявлены «рафидиты» (шииты). ИГИЛ отличается еще большим, чем «Аль-Каида», радикализмом. На нее распространяются санкции ООН. нынешний лидер группировки Абу-Бакр аль-Багдади (Ибрагим Аввад Ибрагим Али аль-Бадри) находится в списке особо опасных террористов и за помощь в его поимке Госдепартамент США обещает награду в 10 млн. долларов.

Сегодня ИГИЛ, это уже не группировка, бросающая наглый вызов мировому сообществу. Многие эксперты оценивают его Гейдар Джемаль. Фото А. Соколовгосударством со всеми властными атрибутами – системой управления, финансовыми органами, силовыми структурами, подобием законодательной, судебной и исполнительной власти, а также формируемой системой налогообложения. И в этом ИГИЛ явно превосходит все остальные исламистские террористические группировки и организации в регионе.

Гейдар Джемаль, известный эксперт по Ближнему Востоку, считает, что ИГИЛ является первым проблеском политического Ислама. По сути, сегодня он стал своего рода «путеводной звездой», к которой тянутся остальные.

Насколько серьезна нынешняя ситуация вокруг ИГИЛ? В чем причины ее «побед и достижений»? Какая угроза исходит от ИГИЛ для мирового сообщества в целом, и России, в частности?

Почему мощное противодействие ИГИЛ со стороны международной коалиции не приносит успеха? Почему Турция не начинает наземную операцию на территории Сирии? Какие цели преследуют США в этой тонкой «восточной игре», которую они же сами и затеяли?

Ситуация

Знамя ИГИЛ. Фото ru.wikipedia.orgВ начале июня 2014 г. ИГИЛ развернула масштабные боевые действия на севере Ирака, за короткое время захватила обширные территории и объявила поход на Багдад. Сегодня под контролем ИГИЛ находятся значительные районы на севере Ирака и в Сирии.

На площади от 40 до 90 тыс. кв. км. находятся крупные иракские (Тикрит, Мосул, Фаллуджа, Таль-Афар) и сирийские (Ракка, штаб ИГИЛа) города. В захваченных районах проживает до 8 млн. человек, преимущественно суннитов.

ИГИЛ рассчитывает распространить свое влияние на Иорданию и Ливан. В июньском манифесте лидер Абу-Бакр аль-Багдади объявлен халифом (светским и духовным лидером мусульман). Это говорит о серьезных региональных амбициях аль-Багдади и возглавляемой им организации.

Планы ИГИЛ

О намерениях и планах ИГИЛ свидетельствует опубликованная в джихадистских сетях карта. На ней демонстрируется реальное и планируемое состояние Халифата в ближайшие пять лет.

В его состав включены все без исключения мусульманские государства, в т.ч. Иран и Израиль, а также «оккупированные неверными мусульманские территории» страны всего Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, Халифат претендует на западную Азию и Европу (Испанию, Балканы, Румынию и Австрию).Карта территорий ИГИЛ (темным цветом - реально занятые, оранжевым - декларируемые). Фото ru.wikipedia.org

Причины успеха

Главная причина успехов ИГИЛ – давнее и «страстное» желание США дестабилизировать внутреннюю ситуацию в России и добиться свержения Путина. После правительства Ельцина, которое довело страну до «ручки», путинская политика укрепления России и ее современное состояние явно не устраивают Америку.

Всем понятно, что за Россией идет колонна ведущих развивающихся стран. Все вместе они могут бросить вызов глобальному финансовому и политическому порядку, контролируемому США. Последний пример Китай.

По паритету покупательной способности (ППС) показатель Китая составил 17,632 трлн. Долл. против 17,416 трлн. долл. у США. По оценкам МВФ, в следующем году отрыв Китая от США еще увеличится: китайский ВВП по ППС составит 19,23 трлн. долл. против американских 18,286 трлн. долл.

Таким образом, экономика Китая по общим показателям опередила США и вышла впервые за долгие годы на первое место в мире.

Нагнетая напряженность в отношениях с РФ, США стремятся вызвать всплеск социального недовольства в среде экономически активного российского населения и поднять его против Путина. Нужно только подбрасывать «уголь» в виде все новых и новых Фото icdn.lenta.ruсанкций в «топку» народного гнева, чтобы этому самому народу жилось все хуже и хуже.

Один из инструментов смены режима в России – привлечение к протестным движениям радикальных исламистских группировок с российской пропиской. Сегодня она малоэффективна, но те, кто пройдет «обкатку» в рядах ИГИЛ, станут их силой и катализатором. И эта работа уже идет в созданном исламском псевдо-халифате.

Влияние ИГИЛ на неокрепшие умы российских мусульман пока не особенно ощутимо. Но с ростом халифата будет расти и его влияние. Сохраненный хаос на Ближнем Востоке должен перекинуться в Россию так же, как сирийский беспредел «телепортировался» на Украину. Более глобальная задача - погрузить в хаос не только Россию, но и всю Евразию.

В свое время США сделали все, чтобы ИГИЛ окрепла и включилась в борьбу против сирийского правительства Асада. Вполне вероятно, что ИГИЛ и связанный с ним хаос выпущен из-под контроля намеренно. Ведь набравшие силу игиловцы постараются смять старушку Европу, которая стала смотреть «налево», Азию вместе с Китаем и Россией, а также с Индией и Африкой в придачу.

Ну а США постараются в это время отсидеться за океаном. И когда ситуация дойдет до крайности, добрый дядя Сэм всех спасет, а заодно навсегда станет единственным правителем мира. Весьма вероятный сценарий с весьма вероятным исполнителем ИГИЛом поставленной цели.

Именно поэтому ИГИЛ имеет сегодня большие финансовые средства и ресурсы, которые Аль-Каеде даже и снились. Большую Фото www.voltairenetфинансовую поддержку оказывали в свое время ИГИЛ и страны Персидского залива (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ). Солидный куш получил ИГИЛ от захватов банков в Мосуле и др. иракских городах, а также от продажи древностей на захваченных территориях. В итоге сегодня ИГИЛ имеет около 3 млрд. долл.

Важный источник средств – продажа нефти из месторождений в Сирии и Ираке. По оценкам специалистов, доходы ИГИЛ от торговли нефтью достигают 1 млн. долл. в день и в случае захвата др. сирийских месторождений ежемесячный доход может составить 100 млн. долл. Баррель нефти ИГИЛ продает за 30 долл., что в 3,3 раза меньше цены на международном рынке. Приносит доход и систематический шантаж представителей бизнес-сообщества.

Все это привело к тому, что ряды вооруженных отрядов ИГИЛ пополнили формирования военнослужащих-баасистов бывшей саддамовской армии и суннитские племена, присягнувшие на верность Халифату. Большую поддержку боевикам оказывают местные иракские жители-сунниты, крайне недовольные прошиитской политикой Нури аль-Малики.

Всего же в рядах боевиков воюют моджахеды из 80 стран Азии, Африки, Европы и обеих Америк. Известно, что в рядах ИГИЛ действуют формирования численностью около 2000 русскоговорящих человек.

Коалиция против ИГИЛ

Сегодня коалиция против ИГИЛ насчитывает не менее 25 государств, и их количество может увеличиться. Наряду с арабскими Удар авиации союзников. Фото img.day.azстранами в ней участвуют США, Великобритания, Франция, Германия, Канада, Австралия, Турция, Италия, Польша и Дания.

В настоящее время основным инструментом союзников являются воздушные удары по отрядам ИГИЛ в Сирии и Ираке. Но эти удары, которые зачастую наносятся по районам с мирным населением, весомых результатов до настоящего времени не принесли.

Слабость коалиции в отсутствии единства целей между мусульманскими странами-участницами и неоднозначной политики поддерживающих их европейских стран. Руководство Саудовской Аравии, которое ранее «флиртовало» с джихадистами, считает сегодня ИГИЛ угрозой религиозному лидерству Эр-Рияда в исламском мире. Но здесь ее цели расходятся с истинными целями Катара и Турции.

Весьма сложная ситуация и с Турцией, которая приняла решение на проведение наземной операции своей армией. Однако, несмотря на массовые волнения курдского населения по всему миру, 1,5 млн. курдских беженцев на границе с Сирией, давнее желание свергнуть Асада и противодействовать усилению Курдистана, турецкое правительство не решается на реальные боевые действия.

Кроме того, правительство Анкары симпатизирует сирийским «Братьям-мусульманам», которые воюют против Асада и к которым крайне негативно относятся саудовцы и египтяне.

Катар, в свою очередь, противостоит Саудовской Аравии из-за поддержки «Братьев-мусульман» и стремится не допустить укрепления ее роли в регионе. Существуют и другие узлы противоречий между союзниками по коалиции, которые, также играют на руку ИГИЛ.

Семен Багдасаров. Фото img11.nnm.meДля достижения видимой реальной победы над ИГИЛ ему следует нанести поражение сразу на сирийском и иракском фронтах. Но этому мешает эффективно действующий между союзниками по коалиции исповедуемый ими принцип – «враг моего врага - мой друг». В итоге ситуация пока способствует успехам ИГИЛ.

Ну а вот что думает о ситуации с ИГИЛ Семен Багдасаров, руководитель Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии.

- Международная коалиция в существующем составе нанесением воздушных ударов никогда с ИГИЛ не справится. Несмотря на заявления США об их эффективности, такое ощущение, что ИГИЛ об этом не знает. Результативное наступление в районе сирийского города Кобани и в направлении Багдада лишь подтверждает это.

В своем выступлении 7 октября это признал турецкий президент Эрдоган. Руководство объединенного комитета начальников штабов и Сухопутных войск США также считают необходимым применение сухопутных войск.

При соотношении сил 1 к 70 в пользу противников ИГИЛ на территории Ирака должно быть уже раздавлено. Но в реальности все наоборот - моська продолжает грызть слона и достаточно эффективно.

Фото www.dha.com.trЧто касается Турции, то ситуация очень сложная для нее. С одной стороны давнее стремление покончить с Асадом и курдской проблемой подталкивает ее на начало наземной операции. И Турция, несомненно, разобьет ИГИЛ. Но последующая оккупация завоеванной территории вызовет мощное противостояние со стороны всего местного населения, у которого на генетическом уровне турки ассоциируются с угнетателями.

Все это прекрасно понимает президент Эрдоган и военные Турции. В результате оккупации противодействие туркам будет только нарастать и начнется партизанская война. Известно, что за прошедшие 40 лет в противостоянии с курдами погибло более 30 тыс. турок.

Да, сегодня курды из двух зол выбирают меньшее и требуют начала турецкой операции против ИГИЛ. Но завтра они же выступят против турок. Поэтому наземная операция Турции против ИГИЛ палка о двух концах, и Эрдоган это понимает.

Очень удивляет поведение России в вопросе относительно курдов. В свое время правительство Ельцина внесло Рабочую партию Курдистана (РПК) в списки террористических организаций и до настоящего времени не изменила свое мнение.Фото www.kavkazinfo.net

А ведь Европа еще в 2008 г. вычеркнула РПК из списков террористических организаций и разморозила все партийные счета. Это явное непонимание ситуации на Ближнем Востоке, где курдский вопрос сегодня становится наиважнейшим. Даже американцы, которых мы правильно ругаем, понимают это, при том, что мы в этом направлении абсолютно ничего не делаем.

По поводу угрозы для России со стороны ИГИЛ, хочу подчеркнуть следующее. Сегодня это террористическое государство со всем властными атрибутами. В нем сколачиваются воинские формирования из русскоговорящих людей, которых сегодня там насчитывается не менее 2000 человек. Когда они прибудут к нам, а это уже происходит, мы получим колоссальную головную боль.

Для противодействия этой угрозе необходимо срочно ввести визовый режим со странами-транзитерами боевиков, которые под видом туристов свободно перемещаются в обе стороны. Второе – необходимо принимать кардинальные меры в виде физического устранения граждан из России, воюющих на стороне ИГИЛ в Сирии и Ираке. Для этого следует достичь договоренностей с руководством иракского и сирийского Курдистана, Багдадом и Дамаском.

 

Анатолий Соколов