От политика до политикана — один шаг

«Всю избирательную кампанию в США, которая идёт около полутора лет, условно можно разделить на четыре этапа, — сообщает информационное агентство ТАСС, — среди которых: выдвижение и регистрация претендентов, предварительные выборы, утверждение кандидатов партийными съездами и собственно выборы». Прекрасно. Полезно. Но (!) насколько интересна такая информация современному российскому читателю? Скажем прямо, 10 процентов из 100. Может, чуть больше.

«Кандидат в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон сравнила президента России Владимира Путина с хулиганом» (РБК). «Демократ, бывший претендент на пост американского президента Сандерс предположил, что Путин уже жалеет о том, что он сделал в Крыму и что он делает в Украине» (NEWSADER). «Республиканец Дональд Трамп высказался в адрес российского президента следующим образом: „Я всегда относился к Путину нормально. Я считаю его сильным лидером. Он мощный лидер. Он реально популярен у себя в стране“» (Русская служба BBC). Давайте с одного раза угадаем, в чью пользу проголосовали бы российские граждане? Скажете, личность миллиардера в России одобряют по объективным причинам, а не по любви к главе государства… Что ж, вызов принят. Будем разбираться, заручившись поддержкой американиста, кандидата исторических наук и преподавателя МПГУ, Владимира Максакова.

 — Почему многих жителей России интересуют выборы в США? Менталитет? Ненависть к Штатам? Нелюбовь к Обаме или...?

— По моему мнению, прежде всего, это связано с тем, что от будущего президента США во многом зависят российско-американские отношения (а по недавним словам Владимира Путина, США остались единственной в мире сверхдержавой). Причём, это относится и к стратегическому партнёрству (особенно в борьбе с терроризмом), и к определению направлений внешней политики и дипломатии, и к участию в международных организациях. Тесное взаимодействие России и США в этих сферах необходимо и неизбежно, без него нельзя обойтись в строительстве безопасного для всех мира. С американской стороны фигура президента оказывает огромное влияние на внешнеполитический курс (не говоря уже о его авторитете в мировой политике в целом). Возможно, уже в следующую президентскую администрацию с России будут сняты санкции, и наши страны смогут укрепить свои отношения.

— Бытует мнение, что американские кандидаты готовы пойти практически на всё ради достижения цели занять определённый пост или нишу в политическом пространстве. Сериалы и ток-шоу («Карточный домик», «Плутовство»), плюс сама система дебатов – бесспорные тому доказательства. Действительно ли это так?

— Мнение о готовности американских кандидатов пойти на всё, чтобы занять политический пост, на мой взгляд, нуждается в существенном пересмотре. Дело в том, что сам факт того, как свободно на эту тему снимают фильмы, проводят ток-шоу и критикуют существующую политическую конъюнктуру, уже говорит о том, что методы достижения власти находятся под пристальным вниманием общества. В американской политической традиции здесь необходимо отметить три важных момента. Первый — открытая заинтересованность кандидата в достижении политического поста всегда была своего рода козырной картой. Американскому политику не нужно скрывать своих амбиций — наоборот, осознанные и осмысленные, скорректированные политическим курсом, они являются его достоинством и создают ему определённую харизму. Отсюда берёт начало особый американский стиль руководства, имеющий много общего в таких разных областях, как политика, военное командование и бизнес. Второй момент — это репутация политика. В США практически невозможно восстановить пошатнувшуюся или уже утраченную репутацию. Изначально кредит доверия почти к любому политику высок, что позволяет участвовать в предвыборной гонке представителям всего политического спектра, но если в ходе кампании начинают выясняться какие-то подробности биографии, которые кандидат предпочёл скрыть — будь то политические взгляды или эпизоды из личной жизни — то репутация несёт невосполнимые потери. Возможно, самый показательный пример из недавнего времени — судьба Энтони Винера, который был избран в городской совет Нью-Йорка в 27 лет, а в 36 — в Палату представителей, и на обеих должностях он проявил себя как умелый политик, заботившийся об интересах своих избирателей и ставший, в частности, автором резонансного закона о запрете продажи табачных изделий через интернет. Но, несмотря на все эти достижения, Энтони Винер был вынужден подать в отставку в 2011 году, после того, как стало известно, что он посылал фотографии открыто сексуального характера через твиттер-аккаунт своим подписчикам. Наконец, есть и третий момент, который лежит в области американской политической теории — репрезентации власти. Согласно самому корню слова, власть в лице своих представителей всегда репрезентирует определённую волю народа, поэтому в любой политической кампании в США самое пристальное внимание уделяется соответствию между предвыборными общениями — и их исполнением.

 

Молодо-зелено

http://inosmi.ru/politic/20160302/235603747.html

В последнем опросе международного агентства УоuGov, отмечает «Сноб», Россия оказалась ЕДИНСТВЕННОЙ страной (из 20), проголосовавшей за Дональда Трампа. Может, причина любви к республиканцу кроется в антипатии к его оппонентам, и его комплименты Путину тут совершенно ни при чём? Так, по данным газеты The New York Times, многих молодых американцев сегодня не устраивает прагматизм Клинтон: «Хиллари как будто говорит: „У меня более скромные амбиции, но зато они более реалистичные“». В какой-то степени надежду на масштабные перемены молодёжи предлагал Сандерс, сознававший необходимость осуществления так называемой политической революции. Однако он выбыл из гонки за президентское кресло. Что же дальше? И вообще насколько политически активной можно назвать молодое поколение в США?

— В Соединённых Штатах существует огромное количество молодёжных организаций, так или иначе вовлечённых в политику на самых разных уровнях. Яркий пример — дискуссионные студенческие клубы в крупных университетах, где каждый год проводятся ролевые игры за демократов и республиканцев, позволяющие освоить базовые механизмы принятия решений в разборах конкретных «кейсов». Самые интересные разборы предложенных случаев публикуются и могут обсуждаться с участием действующих политиков, вплоть до уровня законодательного собрания штата. Высшее образование во многом построено на актуальных политических, социальных и экономических проблемах: так, студент вполне может взять в качестве темы для курсовой работы вопросы внешнеполитического курса, законодательного регулирования, имущественного неравенства, положения трудовых мигрантов, текущей политики ФРС (Федеральной резервной системы)... Молодёжь привязана и к «историческим» регионам демократов и республиканцев, и семейные и местные традиции накладывают сильный отпечаток на политическую самоидентификацию молодого поколения. Наконец, в США развито волонтёрское движение: в каждом предвыборном штабе, на каждом партийном съезде на уровне штатов, в каждых праймериз и кокусах всегда присутствует огромное количество молодых людей в качестве добровольных помощников. Понятно, что не все пойдут в политику в дальнейшем (и даже, наверное, не все из них искренне верят в то, что могут что-то изменить), но для американской молодёжи это важная часть получения политического опыта.

Экзотика — наше всё. А если серьёзно?

Наблюдателей за американскими выборами из России сегодня принято делить на две основные группы. Первые отслеживают процессы, происходящие в США, так как понимают их реальное воздействие на собственную жизнь и дальнейшие перспективы (с этим почти понятно). Вторые следят за предвыборной кампанией, банально потому что на аналогичные процедуры в России смотреть неприятно, а значит лучше спрятать голову в песок, то есть в заграничные новости. И, конечно, среди нас много таких, кому просто нравится игра на публику и клоунские выпады: не будем отрицать, что выборы в США — это всё-таки 50% шоу, 30% — иллюзии здравого смысла, а оставшиеся 20% широкой аудитории вообще не показывают. Примкнём к элитному большинству и попытаемся всё-таки выяснить, как победа Трампа на выборах может сказаться на взаимоотношениях США с Россией и дальнейшей политике Америки на международной арене?

Пользователи интернет-портала The Question в этом вопросе практически солидарны друг с другом:

1) «Президент не имеет такой власти, чтобы кардинально поменять всю политику США, потому что рядом есть Конгресс и система сдержек и противовесов. И хоть Конгресс сейчас и республиканский, это ещё ничего не значит — они могут противостоять президенту из своей партии, невзирая на одну партийную принадлежность. Особенно, если учесть, что это Трамп, которого партийная верхушка на дух не переносит».

2) «В целом согласна, что внешняя политика кардинальных изменений не претерпит. Военная доктрина не изменится. Но не забывайте, что Государственного секретаря назначает Президент по согласованию с Сенатом. В Сенате США сейчас республиканское большинство, хоть и небольшое и далеко не монолитное. Возглавит внешнеполитическое ведомство ретроградный и реакционный республиканец или нет, Трамп всё равно будет пытаться оказывать давление на Государственный департамент. Пока я вижу два аспекта, на которые это повлияет: активизация действий в Палестине (это предположение, а не прогноз); обострение кризиса беженцев (это уже прогноз)».

3) «Действительно, избрание Трампа почти никак не изменит американскую внешнюю политику. С одной стороны, несмотря на то, что президент США имеет большую полноту власти в международных вопросах, Парламент и институциональная рамка будут сдерживать его действия. Однако существует также уровень межличностных связей. Трамп новый, независимый и нестандартный кандидат, с которым нужно будет договариваться. Нужны будут новые схемы, интересы и точки соприкосновения. Трамп интересная и сложная фигура почти для всех лидеров государств».

Что тут скажешь? Питаем мы, русские, слабость к лидерам, колотящим по трибуне Генассамблеи ООН ботинком и засеивающим огромные площади чернозёма кукурузой. А любовь россиян к экзотике, несомненно, влияет на результат голосования, приближая экстравагантного Трампа к финишной прямой и победному пьедесталу. Путин никуда уходить не собирается, и Хиллари не заявит, что она «заглянула в глаза Владимиру и поняла его душу». А значит: Трамп потому что не Клинтон? Помощь эксперта в студию.

— Чего ждать от Дональда Трампа в случае, если он будет избран президентом США? — рассуждает американист. — Наверное, на этот вопрос лучше всего отвечает его предвыборная кампания, в которой больше говорится об ошибках демократов, чем о планах республиканцев — а если оставить в стороне риторику, то, на мой взгляд, его политика будет направлена на стабилизацию. Это, безусловно, сильная позиция, с которой Дональд Трамп критикует деятельность Барака Обамы и его администрации и противопоставляет им теоретически расчётливый средний путь, как во внутренней политике, так и во внешней. Экономия бюджетных средств, свертывание некоторых федеральных программ, пересмотр доктрины «активного присутствия» США в мире — пожалуй, ключевые составляющие этой предвыборной программы.

Звучит вполне убедительно, согласитесь. И, казалось бы, мне нужно признать своё поражение… сказав, что за Трампа в России голосуют справедливо, оценивая абсолютно все «против» и «за». Но не могу не представить вам комментарий пользователя уже упомянутого мною сервиса The Question: 

Путин назвал Трампа бесспорным лидером. (Сам Трамп считает, что Путин назвал его гением, но это он просто по-русски плохо пока понимает.)

В России все знают, что Путин не бросает слов на ветер и обладает гениальным политическим чутьём. Он, например, раз за разом предсказывает победу на выборах партии «Единая Россия». И ни разу не ошибся.

Так что, полагают граждане России, стоит ставить на победителя, тем более, за это ничего не будет. Тут бы я, кстати, трижды подумал. 

Ведь если проклятые либералы подтасуют результаты выборов, и Трамп не станет президентом США, он легко может принять российское гражданство. 

И тогда Путин может сделать Трампа своим преемником. Учитывая несгибаемость Дональда, следует ожидать, что он немедленно приступит к строительству стены между РФ и Мексикой. Это будет увлекательно — не хуже Олимпиады.

Ну, разве такие признания совершаются без любви? Россия всё-таки не Америка.

http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3479094

Ирина Ботвиньева