Нынешний год весьма важный для Польши и Германии – страны отмечают четверть века дипломатических отношений. В последние годы их диалог становился все более доверительным, а Варшава фактически взяла на себя роль главного партнера Берлина в Евросоюзе. Однако сейчас немецкие политики готовы ввести санкции против поляков, а те в свою очередь напоминают им об ужасах Второй мировой войны.

 

Изменение курса

Отношения Варшавы и Берлина охладели после того, как к власти в Польше вернулась консервативная партия «Право и Справедливость». Первое, что сделала премьер-министр Беата Шидло – убрала все флаги Евросоюза. Новый глава МИД страны сразу же провозгласил, что поляки слишком долго вели себя по отношению к Германии «как вассалы».

«Определенная неприязнь в отношениях Польши и Германии возникла на фоне тяжелейших проблем в ЕС, которые не связаны конкретно с Варшавой и Берлином, но при этом осложняют жизнь как им, так и остальным членам европейской семьи. ЕС находится в кризисе, и это все осложняет. Германо-польским отношениям предстоит очень сложный период», - сказал в интервью Ленте.ру научный директор клуба «Валдай», профессор-исследователь НИУ ВШЭ Федор Лукьянов.

Партия «Право и Справедливость» только пришла к власти, и до следующих выборов изменений во внешнеполитическом курсе Варшавы и в ее риторике не будет. Для Евросоюза эти годы могут стать решающими.

 

Реформы в Польше

 

Еще больше отношения обострились после того, как новое правительство Польши ввело поправки к законам о Конституционном суде и о телерадиовещании. Так, согласно новой редакции закона о СМИ правительство будет напрямую назначать и снимать с должности руководителей общественно-правовых телерадиокомпаний. В Германии стали опасаться, что польская пресса окажется под контролем властей и превратится в инструмент правительственной пропаганды.

Отрицательную реакцию Германии вызвала и реформа Конституционного суда, согласно которой решения теперь будут приниматься большинством в две трети голосов, а не простым большинством, как раньше. Кроме того, число судей увеличивается до 15, треть из которых – представит «Право и Справедливость». А суд потеряет право самостоятельно прекращать полномочия судей.

Ряд немецких политиков тут же призвали наложить на Польшу санкции, и хотя пока этот вопрос на уровне правительства не поднимался, неприятный осадок остался. 19 января Европарламент даже готовится поставить политику польских властей на повестку дня в рамках очередной встречи.

 

Миграционный конфликт

Заметно охладели отношения Польши и Германии и в связи с европейским миграционным кризисом. Германия определила следующую политику: каждой стране Евросоюза определены квоты на беженцев. С учетом населения Польши в 38 миллионов стране необходимо принять 8 тысяч мигрантов.

«Это проблема. Наши политики не знают, что с ними делать. 70 процентов этих беженцев — молодые люди. В Польше их боятся. Это люди с другим менталитетом, другой религией», — говорит Кшиштоф Федорович, профессор Института востоковедения Исторического института при Университете им. Адама Мицкевича.

Немцы в свою очередь отмечают: поляки «с удовольствием берут у Запада деньги, но не хотят следовать его политике. И теперь в Берлине предлагают либо оштрафовать такие государства, либо в будущем урезать им выдачу средств из структурных фондов.

 

"Северный поток"

 

Яблоком раздора стало и строительство газопровода «Северный поток-2». В ближайшие годы его проложат между Россией и Германией в обход Украины и восточноевропейских членов ЕС.  В Варшаве уверены, что реализация проекта «Северный поток 2» противоречит курсу ЕС на энергетическую независимость от России. Берлин, ранее призывавший диверсифицировать источники поставок газа и фактически запрещавший другим государствам становиться транзитерами российского газа, сам повернулся в сторону Москвы. Таким образом Германия, в отличие от своих соседей, сможет участвовать в поставках голубого топлива из России и получать большую прибыль за его транзит.

Наверняка это далеко не все причины для охлаждения отношений между Польшей и Германией, и главные скандалы еще впереди.

  Марина Староверкина