Внимание политической элиты Вашингтона в ближайшие два дня будет приковано к арабскому миру, где проходит саммит, на который президент Барак Обама пригласил лидеров стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССГАПЗ).

 

Повестка переговоров

 

"Целью предстоящей встречи станет обсуждение политики США и стран ССГАПЗ в связи с ситуацией в регионе, а также определение путей укрепления нашего сотрудничества и развития партнерства в сфере безопасности", — заявил журналистам помощник советника президента США по нацбезопасности Бен Родс.

Он, в частности, обратил внимание на то, что все участники саммита "присоединились к коалиции, которая борется с "Исламским государством", и играют важную роль в усилиях, направленных на уничтожение данной группировки".

"Мы также обсудим нашу нацеленность на укрепление безопасности стран Персидского залива и сотрудничество в реализации взаимных интересов в этом направлении", — сказал Родс.

Кроме того, по его словам, "будет возможность оценить состояние переговоров по ядерной проблеме Ирана".

 

Иранские страсти

 

Несмотря на побочные тематики, главная цель встречи - обсуждение (и осудждение) Ирана.

«Иран — это государственный спонсор терроризма. Тегеран поддерживает режим сирийского президента Башара Асада в Сирии. Он также поддерживает "Хезболлу" в Ливане и ХАМАС в секторе Газа. Страны региона совершенно оправданно беспокоятся по поводу иранских действий», — заявил Обама.

Американский президент также сообщил о намерении добиться урегулирования проблемы с ядерной программой Тегерана. «Мы сохранили военное присутствие в регионе и продолжим помогать государствам Персидского залива наращивать их потенциал для защиты от всех форм внешней агрессии. Из-за поддержки терроризма и программы по разработке баллистических ракет мы выступаем за применение санкций против Ирана. И мы не будем отменять их даже в случае, если заключим ядерную сделку с Тегераном», — отметил американский лидер.

О поиске компромисса на переговорах Ирана и стран «шестерки» заговорили лишь после прихода к власти в 2013 году нового президента — Хасана Роухани. Начался новый этап в отношениях Исламской Республики с западными странами. Понимая, что Тегерану нужно добиваться отмены санкций, сильно расшатавших экономику страны, Роухани смог убедить духовного лидера Ирана аятоллу Хаменеи в необходимости переговоров с Вашингтоном и Брюсселем.

Напомним, что 2 апреля в ходе переговоров в Лозанне Иран и «шестерка» международных посредников достигли политического соглашения по иранской ядерной программе. Как сообщила представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, возможности Ирана по обогащению урана будут ограничены, а его запасы вывезены из страны. В обмен на гарантии мирного характера ядерной программы, соответствующий международный контроль и ограничения с Тегерана будут сняты ранее наложенные санкции. Завершить подготовку финального соглашения по ядерной программе «шестерка» и Иран намерены к 30 июня.

 

Акт неповиновения?

 

На встречу в Белом доме изначально были пришглашены руководители всех шести монархий залива — Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ, однако саудовский король объявил о своем отказе приезжать в Вашингтон. Эксперты объясняют такой шаг тем, что Эр-Рияд не согласен с политикой Вашингтона в отношении Ирана, однако формальная причина заключалась в том, что, как пояснил, в частности, глава саудовского МИД Адиль аль-Джубейр, саммит совпал с пятидневным гуманитарным перемирием в этой стране, и саудовский монарх решил остаться дома, чтобы более пристально следить за ситуацией.

Впрочем, Вашингтон довольно спокойно отреагировал на произошедшее — по крайней мере, внешне. Как заявил официальный представитель Белого дома Джош Эрнест, "если и был дан сигнал, то мы его не услышали". Сам король постарался загладить впечатление, позвонив американскому лидеру, в итоге выяснилось, что американо-саудовская встреча все-таки состоится. Только вместо короля в ней примет участие наследный принц Мохаммед бен Найеф.

 

  Ника Бажанова