Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что покинет пост главы правящей партии "Справедливость и развитие", а, значит, и пост премьер-министра страны. О своем решении Давутоглу заявил высокопоставленным руководителям партии после встречи с президентом страны Реджепом Тайипом Эрдоганом. Давутоглу подчеркнул, что смена председателя будет более уместной для сохранения единства партии. Он также пообещал, что не будет баллотироваться на пост на конгрессе партии 22 мая.

 

Непрезидентская республика

 

Свой пост Давутоглу занимал с 2014 года, когда президентом страны стал Эрдоган.

Решение Давутоглу означает, что он покинет и пост премьер-министра — так как, согласно правилам, пост премьер-министра занимает председатель победившей на выборах партии. Об уходе премьер заявил сразу после встречи с президентом страны. Свой пост Давутоглу занимал с 2014 года, когда президентом страны стал Эрдоган. До этого времени Давутоглу более 5 лет занимал пост министра иностранных дел.

Несмотря на международную известность президента Реджепа Тайипа Эрдогана, Турция не президентская республика. Основные конституционные полномочия сосредоточены в руках премьер-министра, в то время как президент фактически является по большому счету церемониальной фигурой для соблюдения неких традиций и демократических норм, которым старается придерживаться верхушка турецкой власти.

Эрдоган пытался добиться изменения Конституции страны, дабы превратить Турцию из парламентской в президентскую республику. Однако сделать ему этого не удалось. После этой досадной неудачи Эрдогана в стане турецких чиновников начались политические распри. В частности, трения возникли между премьером Давутоглу и президентом Эрдоганом. Дело может быть в том, что Эрдогану не удалось реализовать себя в качестве подобия султана и единого правителя страны.

 

Самостоятельность премьера

 

Эрдоган пытался добиться изменения Конституции страны, дабы превратить Турцию из парламентской в президентскую республику.

Давутоглу же в последнее время начал проявлять большую самостоятельность. Это происходило на фоне того, что большинство мировых лидеров начали считать именно премьера Турции более приемлемой фигурой на мировой политической арене. Давутоглу был назначен на пост премьера президентом страны в 2014 году.

В последнее время между политиками усилились разногласия, касающиеся, в частности, внешней политики Турции на Западе, а также задержания людей, критикующих политику правительства, назначения независимого управляющего в центральном банке. Давутоглу даже в свое время хотел вернуться к мирным переговорам с турецкими курдами, чтобы положить конец затяжной и бесперспективной войне. Однако Эрдоган оказался куда более воинственным.

Это, очевидно, не понравилось крайне (или бескрайне) амбициозному Эрдогану. Внешняя политика и экономика Турции всегда были в ведении премьера страны, что не мог не понимать Эрдоган, который и сам в течение 11 лет занимал пост главы кабмина. Но, став президентом, нынешний номинальный лидер Турции посчитал, что вся власть должна достаться только ему. А это не шло на пользу политической ситуации в стране.

Решение Еврокомиссии рекомендовать парламентам стран ЕС сделать въезд в Европу безвизовым для граждан Турции многие связали с деятельностью Давутоглу, что вызвало недовольство со стороны Эрдогана. Двух лидеров разделяли не только споры по поводу арестов ученых и журналистов, переговоров с курдами. Одним из главных камней преткновения остались отношения с Евросоюзом. Президент уже давно сделал активную интеграцию Анкары с Брюсселем своей наиглавнейшей повесткой и не захотел отдавать эту инициативу больше никому.

 

Кто станет вторым после Эрдогана

 

Давутоглу даже в свое время хотел вернуться к мирным переговорам с турецкими курдами, чтобы положить конец затяжной и бесперспективной войне.

По информации немецкой прессы, пост премьера страны в будущем может занять министр энергетики Турции Берат Албайрак, который по счастливой случайности является зятем Эрдогана. Издание отмечает, что Албайрак имеет большие шансы занять кресло премьера не только по причине родства с президентом Турции, а потому, что смог информационно "прикрыть" сына президента страны Билала Эрдогана, которого турецкие журналисты обвинили в нефтяных сделках с боевиками террористической организации "Исламское государство" (ИГИЛ, запрещена в России) в Сирии. Одним из фаворитов среди претендентов на место нового премьера издание также стал министр транспорта Бинали Йылдырыма.

В политическую борьбу за кресло премьер-министра помимо прочих может включиться и бывший президент Турции Абдулла Гюль, который вместе с Эрдоганом основал в свое время ныне правящую партию "Справедливость и развитие". Ранее сообщалось, что Гюль некогда затаил обиду на Эрдогана, так как он не дал ему возможность стать премьером после ухода с президентского поста. Некоторые эксперты спрогнозировали, что партию "Справедливость и развитие", съезд которой состоится 22 мая, ждет серьезная подковерная борьба.

Очевидно, что Эрдогану на посту премьер-министра нужен максимально лояльный ему человек, который будет полностью подконтролен президенту. Главная задача для Эрдогана — не допустить раскола внутри правящей партии, что может привести к ее кризису.

Алексей Петров