Во вторник в Общественной палате состоялись слушания на тему «Миграция: правовые аспекты; СМИ».

Участники слушаний обсудили вопросы нормативной правовой базы, правоприменительной и судебной практики в сфере миграции, а также проблемы освещения миграционной тематики в средствах массовой информации.

Основной темой обсуждения стала необходимость создания единого документа - Миграционного кодекса РФ.

Во многих законодательных актах происходит дублирование норм, а некоторые нормы просто-напросто противоречат друг другу.

Так, представители Фонда науки и образования отметили, чтосейчас сферу миграционных отношений регулирует более 800 нормативно-правовых актов, среди которых федеральные законы и всевозможные указы. Базовой основой миграционного права является Конституция. Контроль над этими правовыми актами осуществляют министерства и ведомства. Однако во многих законодательных актах происходит дублирование норм. Кроме того, некоторые нормы просто-напросто противоречат друг другу.

«Отсутствие единого категорийно-понятийного аппарата приводит к неправильному толкованию норм. Более того, это позволяет работодателям уклоняться от контроля госорганов в сфере трудоустройства мигрантов», - считают представители фонда. Участники предложили организовать рабочую группу для создания единого документа – Миграционного кодекса РФ.

По мнению экспертов в первую очередь в кодексе должны быть прописаны: компетенция президента РФ, правительства РФ, конкретные распорядительные полномочия в сфере миграционных отношений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Также, кодекс в обязательном порядке должен содержать главу, посвященную контрольно-надзорным функциям.

С точки зрения правоприменительной практики, кодекс будет способен навести порядок среди прямо противоречащих друг другу иных правовых актов, регламентирующих процессы миграции в стране.

Следует отметить, что разговоры о необходимости разработки Миграционного кодекса ведутся давно.

 алексей журавлев

«Нужно убрать все разночтения, но быстро сделать это не получится».

Еще в прошлом году председатель партии «РОДИНА», депутат Госдумы Алексей Журавлев отмечал, что без единого документа миграционная политика России не может быть достаточно эффективной. «Нужно убрать все разночтения, но быстро сделать это не получится», — указывал депутат.

Также Журавлев сообщал, что Миграционный кодекс будет состоять из двух частей: общей и особенной. В первой определят основные понятия, а в особенной части перечень существующих миграционных режимов, порядок получения виз, особенности регистрации иностранцев в России и т.д.

Еще одной проблемой, о которой было заявлено на слушаниях - проблема идентификации мигрантов.

Ни для кого не секрет, что мигранты не платят налоги. Это связано с тем, что данный процесс практически невозможно отследить. Поэтому, по мнению участников слушаний, присвоение идентификационного номера иностранцу и заполнение специальной анкеты позволит улучшить систему контроля за иностранными налогоплательщиками.

Кроме того, идентифицирующий номер мигранта позволит решить проблему теневых работодателей и вывести их деятельность на легальный уровень. При этом у налоговой службы имеется такой ресурс. На 50% работа в этой сфере уже сделана, поясняют представители фонда.

Стороны дискуссии также обсудили проблемы освещения темы мигрантов в СМИ.

Стороны дискуссии также обсудили проблемы освещения темы мигрантов в СМИ. Из проведенного экспертного мониторинга «О чем пишут СМИ» следует, что первое место в СМИ занимают тема борьбы с нелегальной миграцией. На втором месте освещаются вопросы миграционного законодательства. На третий план выходят правонарушения, совершенные мигрантами. По словам экспертов, крайне редко миграционное законодательство обсуждается в региональных СМИ. В основном об этом пишут только федеральные СМИ. При этом в СМИ не слышен голос самих мигрантов, необходимо, чтобы иностранцев представляли их соотечественники. А главный упор и концентрацию внимания в СМИ нужно делать на законодательство, считают эксперты.

В итоге участники дискуссии решили разработать ряд предложений и изменений в действующее законодательство. После чего эти предложения будут систематизированы и отправлены на рассмотрение в Госдуму.

Подытоживая обмен мнениями на слушаниях, следует отметить, что работа предстоит действительно большая. При этом разработчикам законодательства необходимо будет позаботиться как о правах граждан, так и об экономической безопасности страны.

Алиса Ермакова