Директор Ассоциации кластеров и технопарков, заместитель председателя Ассоциации зон высоких и новых технологий «Шелковый путь» Андрей Шпиленко дал интервью "Росинформбюро".

Что такое технопарк, у нас до сих пор нет единой трактовки понятия, можете назвать наиболее правильную?

Надо признать, что с 1991 года и по настоящее время, к сожалению, не дано законодательное определение понятию «технопарк». Этот факт привел к ряду негативных последствий. В частности, технопарки, количество которых с 1991 по 1996 год достигло 54, уже к началу 2000-х годов исчезли – это произошло по причине отсутствия четкого законодательного закрепления понятия, государственной поддержки и бизнес-модели, а также непонимания тех целей и задач, которые стоят перед технопарками, поэтому каждый занимался тем, что он считал правильным.

С 2000 года такие отдельные органы исполнительной власти, как Министерство связи и массовых коммуникаций и Министерство экономического развития дали свои определения понятию «технопарк». Тем не менее, на сегодняшний день, к сожалению, ситуация не претерпела кардинальных изменений, поскольку у Минэкономразвития России свое определение, у Минкомсвязи – свое.

Тем не менее, мы, как отраслевая Ассоциация, считаем, что наиболее оптимальным и правильным определение технопарка дано в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014г. № 1119, которое определяет «технопарк» как совокупность объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию инновационных компаний, являющихся резидентами технопарка.

К слову, могу добавить, что данная ситуация беспокоит не только нас, как отраслевую организацию. На нее обратило свое внимание и Контрольное управление президента, после чего было выпущено соответствующее поручение Владимира Путина дать законодательное закрепление понятию «технопарк», и в настоящий момент эта работа ведется.

Приведите примеры успешных технопарков, что представляют эти проекты?

Это, прежде всего, те технопарки, которые прошли нашу аккредитацию, когда Ассоциация кластеров и технопарков действительно может подтвердить, что данные технопарки обладают всей необходимой инфраструктурой и программами для коммерциализации научных разработок. Если говорить о наиболее успешных примерах аккредитованных технопарков, то к их числу можно отнести технопарки «Саров», «Жигулевская долина», «Академпарк» (Технопарк Новосибирского Академгородка»), Ульяновский нанотехнологический центр. Что касается «Академпарка», то он является одним из самых больших технопарков в России. При этом, из общего числа резидентов 30% составляют стартапы. Данный технопарк обладает уникальной инфраструктурой, предназначенной для запуска стартапов и успешного развития действующих инновационных предприятий. Инфраструктура поддержки развития инновационных бизнесов включает в себя специализированные бизнес-инкубаторы, оказывающие поддержку начинающим предпринимателям, реализующим инновационные проекты, Центр Технологического Обеспечения, центр прототипирования, инжиниринговый центр кластера биомедицины и биотехнологии, медико-биологический инжиниринговый центр со множеством специализированных лабораторий.

Другим примером успешного технопарка является Ульяновский наноцентр, технологическая инфраструктура которого полностью соответствует потребностям его резидентов, а управляющая компания обладает уникальными предпринимательскими компетенциями. Важно отметить, что наноцентр полностью заполнен резидентами, что свидетельствует о его востребованности среди малых инновационных компаний.

Еще одним успешным примером можно назвать воронежский технопарк «Космос-Нефть-Газ», который является одним из немногих примеров успешных частных технопарков. В данном технопарке созданы все условия для реализации новых проектов в сфере нефтегазового машиностроения. Резиденты пользуются инфраструктурой, в том числе инжиниринговым центром, для разработки и выпуска новой продукции по заказу крупнейших российских нефтегазовых компаний в рамках их программ по импортозамещению.

Отдельно отмечу, что представленные данные были опубликованы в 2015 году, а в IV квартале 2016 года мы планируем к публикации II Национальный рейтинг технопарков Российской Федерации, который, в первую очередь, будет предназначен для бизнес-сообщества. Мы представим информацию о наиболее инвестиционно-привлекательных и инфраструктурно-обустроенных площадках для размещения и развития высокотехнологичных компаний, чтобы представители бизнес-сообщества понимали, куда лучше инвестировать свои средства и где целесообразнее расположить свои компании. Данный рейтинг будет полностью прозрачным, мы уже инициировали общественные обсуждения, а также направили проект методологии рейтинга всем членам нашей Ассоциации и представителям ряда общественных организаций и институтов развития.

Чем занимается Ассоциация кластеров и технопарков?

Ответ: Ассоциация кластеров и технопарков была создана в 2011 году и по замыслу тогдашнего министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, должна была стать саморегулируемой организацией, которая после окончания государственной программы развития технопарков займется координацией развития созданных технопарков. В настоящий момент мы объединяем более 50 субъектов промышленной и инновационной деятельности, управляющих компаний кластеров и корпораций развития.

Основная наша задача – нормативно-правовое регулирование, представление интересов членов Ассоциации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и местного самоуправления. Ассоциация за столь короткий срок своей деятельности провела большую работу: организация является разработчиком большинства нормативных документов в Российской Федерации, которые касаются деятельности технопарков, в том числе Национального Стандарта Российской Федерации «Технопарки. Требования» ГОСТ 56425 — 2015.

Также Ассоциация кластеров и технопарков осуществляет значительную поддержку развитию кластеров в ряде регионов Российской Федерации, проводит стратегические сессии по развитию кластеров в регионах, оказывает методическую поддержку по формированию их программ развития. Наряду с НИУ «Высшая школа экономики» наша организация оказывает существенное влияние на формирование государственной политики в области развития кластеров благодаря тесному взаимодействию с федеральными министерствами.

Ежегодно мы проводим ряд мероприятий, где вместе с отраслью обсуждаем механизмы улучшения эффективности деятельности промышленных кластеров и технопарков, расширения мер государственной поддержки, после чего консолидированное мнение профессионального сообщества, учтенное экспертами Ассоциации, транслируем в профильные министерства и ведомства. Ассоциация кластеров и технопарков представлена в большинстве экспертных советов профильных министерств, которые курируют деятельность инновационного бизнеса, кластеров и технопарков, центров кластерного развития. И наша основная задача – разработать такое законодательство, создать такую среду, в которой выгодно развиваться данным институтам.

Основная функция технопарков? Возможно инвестиционная?

На сегодняшний день в Российской Федерации существует два вида технопарков: технопарк в сфере высоких технологий и промышленный технопарк. Если говорить о технопарке в сфере высоких технологий, то их основной функцией является снижение издержек компаний-резидентов и самое главное - создание нематериальных активов. Если мы говорим о промышленном технопарке, то он выполняет несколько функций.

Прежде всего, он является инструментом импортозамещения и освоения новых видов промышленной продукции, а также может быть эффективно использован крупными промышленными предприятиями, имеющими избыточные площади. В случае внедрения подобного механизма предприятие способно решить сразу несколько задач: снизить издержки на содержание инфраструктуры, разместить на свободных площадях своих поставщиков – как непосредственно самих резидентов технопарка, так и созданные совместные предприятия, что в свою очередь повлияет на возможность управления качеством услуг поставщиков, улучшит возможность проведения R&D-исследований. И в конечном итоге это существенно повлияет на снижение себестоимости выпускаемой продукции «якорным» предприятием, расположенным на территории промышленного технопарка.

Еще одна функция промышленного технопарка – использование его возможностей в рамках особых экономических зон как федерального, так и регионального уровня. В частности, Липецкая область на данный момент переформатирует региональные особые экономические зоны промышленно-производственного типа под промышленные технопарки, т.к. сам механизм позволит создать более инвестиционно-привлекательную площадку для размещения высокотехнологичных производств. Также промышленные технопарки могут использоваться по принципу функционирования Технополиса «Москва», когда существуют невостребованные производственные площади, и управляющая компания промышленного технопарка проводит модернизацию и реконструкцию этих площадей исключительно под нужды резидентов и те технические условия, которые необходимы высокотехнологичным компаниям.

Еще одна функция технопарка - создание таких условий, в которых технологические компании будут расти быстрее, чем на иной другой промышленной площадке. Речь идет прежде всего о специализированных сервисах, которые оказывают управляющие компании технопарков либо специализированные сервисные организации. Если говорить о технопарках в сфере высоких технологий, данные услуги направлены на развитие стартап-проектов (коворкинг центр, образовательные программы, программы акселерации стартапов). В случае промышленных технопарков – это в основном услуги, необходимые для быстрого освоения производства новой продукции (центры прототипирования, инжиниринговые центры, опытные производственные площадки). Таким образом, благодаря наличию подобных сервисов, размещение предприятия в технопарке позволяет снизить временной цикл развития компаний, и, следовательно, снизить издержки.

Кроме того, одной из важных функций технопарка является повышение инвестиционной привлекательности региона. Если субъект РФ хочет быть конкурентоспособным с точки зрения привлечения инвесторов, то необходимо создавать такие специализированные инвестиционные площадки, как технопарки. Наличие таких

площадок позволит инвестору сделать выбор в пользу конкретного региона, поскольку условия работы там будут более привлекательны, чем в другом.

Чем отличается инновационный кластер от технопарка?

Кроме 27 инновационных кластеров, которые курирует, развивает и определяет требования к ним Минэкономразвития России, у нас существуют еще и промышленные кластеры, которые развивает Минпромторг России. Более того, федеральным законом «О промышленной политике» определено, что промышленный кластер является основным инструментом территориального развития промышленности, развития межотраслевой кооперации, импортозамещения и включения МСП в кооперационные цепочки крупного бизнеса. Требования к промышленному кластеру закреплено рядом постановлений, одно из которых в том числе определяет и критерии для включения в промышленный реестр Минпромторга России.

Поэтому если в целом говорить о кластерах, то они являются совокупностью предприятий, функционально связанных между собой и находящихся в производственной кооперации. Так, основная задача промышленного кластера – это повышение уровня кооперации, импортозамещение, выпуск новых товаров, где акцент сделан именно на развитии кооперации.

А технопарк – это именно промышленная площадка, где, например, действует особый налоговый режим, расположено специальное технологическое оборудование, которое предназначено для издержек размещенных предприятий, при этом совсем не обязательно, чтобы они находились в кооперационной зависимости. Более того, сам технопарк может являться инфраструктурой кластера. И задача промышленного технопарка – создать благоприятные условия индивидуальным промышленным предприятиям и компаниям.

Перенимаете ли опыт других стран, возможно, интересные направления удалось увидеть в Китае?

Ответ: По мнению Ассоциации кластеров и технопарков, опыт Китая заслуживает не только более детального и глубокого изучения, но и внедрения в отечественную практику наиболее эффективных механизмов развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

Необходимо отметить, что до конца 1970-х годов экономическая система КНР характеризовалась низким уровнем индустриализации с преобладанием в ней низкотехнологичных отраслей промышленности. В структуре ВВП Китая того времени доминирующее положение занимал агропромышленный комплекс, при этом сельское хозяйство страны в основном опиралось на ручной труд, в промышленности большая часть технологий была устаревшей. В целом роль технического прогресса в экономике составляла только 20%, в то время как в развитых странах (например, в Японии и США) она уже в тот период превышала 60%.

Однако в начале 1980-х годов благодаря реализации эффективной промышленной политики Правительством КНР было кардинальным образом повышен уровень социально-экономического развития страны, а также осуществлена переориентация экономики страны на технологичные отрасли промышленности. Нельзя не отметить заслугу зон развития высоких технологий и технопарков (которые зачастую функционируют на их территории) в коренной перестройке экономики страны. Во многом структурное изменение экономической ситуации в стране было продиктовано острой необходимостью комплексной модернизации экономики на основе формирования новых высокотехнологичных отраслей и организации трудо- и наукоемких производств изделий электротехники, электроники и др.

Отмечу, что в Китае технопаркам придается огромное значение. Большинство из них созданы по решению Госсовета КНР или региональных органов исполнительной власти. Национальные и зарубежные инвестиции в них составляют миллиарды долларов США.

Безусловно, для нас интересен опыт привлечения резидентов (высокотехнологичных компаний) в технопарки. Правительство КНР проводит активную политику, направленную на стимулирование инновационной деятельности и молодежного предпринимательства: например, предоставляет льготные кредиты или осуществляет поддержку деятельности резидентов в форме долевого участия в реализации их проектов.

Большинство используемых в КНР механизмов поддержки высокотехнологичных компаний уже давно и активно применяются и в России. Поэтому считаю, что стоит уделить более пристальное внимание рассмотрению именно новых для России механизмов.

Так, резиденты технопарков освобождаются от уплаты налога с продаж при передаче технологий, в течение первых двух-трех лет работы пользуются бесплатными арендой помещений, телекоммуникационными и коммунальными услугами. Предусмотрено также первоочередное предоставление таким структурам кредитов от местных специальных фондов финансового содействия, а также других мер поддержки.

Для привлечения резидентов в технопарках применяется более льготный режим, чем тот который предоставляет законодательство Китая. Технопарки привлекают резидентов минимальным административным вмешательством, хорошо развитой инфраструктурой, минимальными валютными и экспортно-импортными ограничениями, выгодным налогообложением (налог на прибыль в большинстве технопарков составляет не более 15%), легким доступом к кредитам (инвестиционные проекты зачастую кредитуются местными и региональными властями), гибкими формами организации совместных предприятий и т.д.

Одним из наиболее уникальных механизмов привлечения резидентов в Технопарк Чжунгуаньцунь - Парк информационных технологий – как я уже говорил, является возможность получения прописки в г. Пекине, однако надо принимать во внимание, что она предусмотрена исключительно для сотрудников резидентов технопарка, имеющих гражданство КНР.

В рамках стимулирования деятельности резидентов технопарков, расположенных в Зоне развития высоких технологий г. Сиань (провинция Шэньси) (Xian High-Tech Industrial Development Zone) со стороны государственных органов исполнительной власти г. Сиань предоставляется специализированная субсидия на компенсацию части расходов резидентов по переносу своих компаний на территорию технопарков. Кроме того, резиденты освобождаются от уплаты части муниципальных налогов, а также имеют возможность беспошлинного ввоза оборудования и получить специализированную субсидию на регистрацию патентов.