16 мая прекращается действие статьи о форс-мажорных обстоятельствах, допускавшей временную задержку поставок России. До этого дня у сторон еще есть время, чтобы аннулировать договор, и еще месяц для достижения соглашения. В противном случае решать споры будет арбитражный суд Женевы. 

Между тем, как стало известно, Франция направила РФ предложения по расторжению контракта на поставку «Мистралей», оценив отступные в 785 млн евро. Это существенно ниже уже выплаченного российской стороной аванса и противоречит условиям контракта. Более того, полагается, что Россия получит деньги после выдачи правительством письменного разрешения на продажу кораблей любой третьей стороне без всяких оговорок. Однако в Москве с этим не соглашаются, «расходы и убытки» России в связи с разрываемым контрактом оцениваются в €1,163 млрд, так что никаких разрешений на реэкспорт до возврата денег там выдавать не согласны.

 

Под прессом Вашингтона

 

Теперь уже можно с большой долей уверенности утверждать, что два современных мощных корабля вряд ли будут поставлены в Россию, несмотря на то, что французы протестировали уже оба вертолетоносца.

Разумеется, последнее слово остается за президентом Франции, который находится под мощным прессом США. В случае передачи кораблей Франсуа Олланд рискует прослыть предателем американских интересов, ведь непростительно снабжать оружием страну, которая, по мнению Вашингтона, вот-вот нападет на весь мир. А между тем у Олланда есть железный юридический аргумент: договор с Россией был заключен еще в 2011 году, задолго до украинского конфликта.

 

Почем «Мистрали» для народа?

 

Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Париж не может продать построенные для России вертолетоносцы без согласия Москвы.

Однако, если сделка будет сорвана, теоретически это станет возможно, но в таком случае Олланду придется вернуть уже заплаченные Россией 890 миллионов евро. Плюс – штраф, который уже превысил планку в 1 млрд евро.

В итоге вместо того чтобы принести судостроительной корпорации DDCNS и ее подрядчикам 1,2 млрд евро, расторжение контракта на поставку "Мистралей" может обойтись Франции в сумму от 2 до 5 млрд евро. Сюда входят стоимость демонтажа, расходы на техническое  обслуживание кораблей и штраф за просрочку договора. И все это еще без учета выплат за возмещение убытков. Причем раскошелиться за капризы Парижа придется обычным налогоплательщикам.

Зато Франция останется с двумя кораблями, перепродать которые ей будет крайне сложно.

«Он русифицирован, начиная от табличек, заканчивая электропитанием. И в целом он сделан под требования Военно-морского флота России. Как они его могут использовать - я вообще не понимаю», - рассказал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

Дерусификация – удовольствие дорогое, да и попытки перепродать вертолетоносцы Австралии, Канаде, Египту и Алжиру провалились.

 

По этой же причине невозможно использовать корабли в ВМС Франции. А между тем Париж ежемесячно тратит на их обслуживание 5 млн евро. Так что сначала заплатить России, а потом затопить корабли – абсурдный, но самый экономичный вариант (если, конечно, Париж предпочтет остаться под прессом Вашингтона).

 

Истерия Елисейского дворца

 

По сути, если Париж вернет Москве оплаченные деньги, с вертолетоносцами французы могут делать все, что пожелают. Однако, по мнению экспертов, этот шаг можно расценить лишь как проявление истерии со стороны властей Франции.

«Я не вижу в этой ситуации никакого экономического или политического мотива. Это больше напоминает зондаж с элементами истерики», — считает сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Максим Шеповаленко.

И хотя вертолетоносцы пригодились бы России, Москву устроят и деньги. Президент Владимир Путин по этому поводу высказывался уже не раз.

"Отказ от поставки кораблей по действующему контракту - это, конечно, плохой знак, но для нас, с точки зрения поддержания обороноспособности, это не имеет никакого значения. Мы в свое время эти контракты заключили, прежде всего, для того, чтобы поддержать наших партнеров и обеспечить загрузку их верфей", — заявил глава российского государства 16 апреля на "прямой линии" с народом.

В итоге Россия не только ничего не потеряла, но и приобрела опыт партнерства в сфере ВПК со странами НАТО. Отличный стимул для развития собственных технологий.

 Марина Староверкина