Заседание состоялось под председательством главы Комиссии по правовому обеспечению развития предприятий ОПК, Президента Лиги содействия оборонным предприятиям Владимира Гутенева.


Денис Журенков

Денис Журенков

Автор материала. в.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России.

Изменить порядок открытия спецсчетов

«За время действия закона «О гособоронзаказе» удалось повысить надежность и прозрачность расчетов при выполнении государственного оборонного заказа и применить возможности банковской системы к осуществлению контроля за целевым использованием бюджетных средств, – отметил Владимир Гутенев на открытии заседания, – но для того, чтобы выполнить задачи по повышению качества военной продукции и снижению издержек по ее производству, требуется совершенствование механизмов закона».

Для того, чтобы выполнить задачи по повышению качества военной продукции и снижению издержек по ее производству, требуется совершенствование механизмов закона

По словам Владимира Гутенева, еще со времени первых согласований механизма межведомственного контроля за расходованием бюджетных средств при выполнении гособоронзаказа, наибольшие вопросы у предприятий вызывала и вызывает необходимость открытия спецсчетов в уполномоченных банках предприятиями всех уровней кооперации – от головного исполнителя до поставщиков комплектующих.

Наибольшие вопросы у предприятий вызывала и вызывает необходимость открытия спецсчетов

Владимир Гутенев обратил внимание участников, что такая цепочка, создаваемая по каждому госконтракту, приводит к лавинообразному росту договоров и взаимоотчетности, нарушениям технологических процессов, невыполнению обязательств по контракту, кассовым разрывам и ухудшению финансового состояния предприятий. На низших уровнях кооперации, где объемы работ по гособоронзаказу не велики, часто возникают ситуации, когда мотивация к участию в ГОЗ сводится к нулю. Поэтому наиболее значимые поправки в предложенном законопроекте меняют порядок открытия специальных счетов исполнителей при выполнении ГОЗ.

Цепочка, создаваемая по каждому госконтракту, приводит к лавинообразному росту договоров

9 направлений совершенствования

Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев представляя вносимые поправки в 275-ФЗ, подчеркнул, что их основная цель – обеспечение надежности взаиморасчетов и недопущение нецелевого расходования денежных средств при выполнении гособоронзаказа: «Сегодня создана четкая система контроля денежных средств, которые направляются на закупку военной техники. Эта система отслеживает все движение денежных средств. Причем, по данным Минобороны России, вопиющего нецелевого использования средств не выявлено».

Основная цель – обеспечение надежности взаиморасчетов и недопущение нецелевого расходования денежных средств

В то же время, по словам Олега Бочкарева, нормы закона повлекли за собой существенные изменения в текущей производственной и финансовой деятельности предприятий: «В той корректировке закона, которая произошла в 2016 году, не все замечания промышленности были учтены. Поэтому в сентябре 2016 года по итогам Военно-промышленной конференции, состоявшейся на базе концерна «Алмаз-Антей», документ был доработан и одобрен большинством руководителей предприятий ОПК».

Олег Бочкарев назвал 9 основных направлений совершенствования 275-ФЗ, которые рассматриваются в настоящее время. Одно из ключевых – установление единых условий, как для головного, так и для простого исполнителя. Рассматривается также разрешение оплаты с одного счета на различные запасы по разным контрактам и увеличение всем известной предельной величины с 3 млн до 5 млн рублей.

Следующий блок для обсуждения: снятие запретов на закупку валюты с отдельного счета, фиксирование норм на оплату командировочных, оплата за электроэнергию, не подпадающей под тарификацию, а также расходы на оплату лизинговых платежей, которые стали достаточно распространены. Необходимо также рассмотреть целесообразность представления исполнителю по гособоронзаказу прав на перечисление остатков средств на оплату услуг соисполнителей.

Важной проблемой является банковское обслуживание организаций ОПК Республики Крым

Также, важной проблемой является банковское обслуживание организаций ОПК Республики Крым, в котором сейчас работает только Банк «Россия». Для чего предлагается ввести систему казначейского обслуживания крымских предприятий.

В двух системах координат

Президент «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов, обратил внимание, что 275-ФЗ был написан, чтоб исключить правонарушения, но не создает стимулов сокращать издержки – при рентабельности в 5% – развитие невозможно, 50%-ный аванс также недостаточен. Более того, госкомпании практически потеряли функцию казначейства: «Кредитование для закрытия кассовых разрывов стало проблемой, а проценты по кредиту ложатся на чистую прибыль. Даже субсидируемый кредит по ставке 10% – дает увеличение стоимости на 50% за 5 лет. Добиваться высокой экономической эффективности в условиях все большего регулирования, мягко говоря, сложно».

Даже субсидируемый кредит по ставке 10% – дает увеличение стоимости на 50% за 5 лет.

Важной проблемой, по словам Алексея Рахманова, является также, что 275-ФЗ устанавливает получение прибыли только после закрытия контракта, что лишает предприятия ОПК средств на развитие – необходимы ежегодные выплаты.

275-ФЗ устанавливает получение прибыли только после закрытия контракта, что лишает предприятия ОПК средств на развитие

Эксперт в сфере контроля ценообразования Елена Гончарук, говоря о порядке расчетов с использованием специального счета, отметила, что сегодня предприятия ОПК находятся в двух системах координат: банковское сопровождение и казначейское. По словам эксперта, назрела острая необходимость прописать в 275-ФЗ четкую формулировку, которая искоренит возможности двойного толкования закона и будет понятна всем и ФАС России, и прокуратуре, и государственному заказчику, и военному представителю, и предприятию.

Сегодня предприятия ОПК находятся в двух системах координат: банковское сопровождение и казначейское.

Необходима симметричная ответственность

Владимир Гутенев, подводя итог заседания, отметил, что в сейчас рассматривается возможность «изменить и уточнить порядок компенсации собственных затрат предприятия при выполнении ГОЗ, механизм и сроки перечисления денежных средств и прибыли исполнителям при частичном исполнении заключенного контракта».

По словам председателя Комиссии, также есть необходимость в изменении величины оплаты накладных расходов. Установленная сейчас норма в размере не более 3-х млн рублей вне зависимости от суммы и длительности контракта, не позволяет покрывать накладные расходы исполнителя в течение всего времени его действия: «Поэтому предложение о том, что оплату иных расходов необходимо установить в виде процентов от суммы государственного контракта полностью соответствует нашим подходам».

Есть необходимость в изменении величины оплаты накладных расходов

Владимир Гутенев также подчеркнул, что необходимо выстроить баланс между заказчиком и исполнителем, для чего должна быть установлена симметричная ответственность. Поскольку та ответственность, которая сейчас прописана в контрактах, предусматривает несоизмеримые штрафные санкции в отношении исполнителя. Причем, не от суммы недопоставки продукции, а от общего объема контракта. И нужно понимать, что полномочия и ответственность – это взаимосвязанные вещи. Поэтому, чтобы жестко контролировать эффективность выполнения работ по гособоронзаказу, необходимо предоставить руководству предприятий полномочия для принятия решений.

Необходимо выстроить баланс между заказчиком и исполнителем, для чего должна быть установлена симметричная ответственность.

Возвращаясь к теме контроля денежных средств, установленной 275-ФЗ, по словам представителей Росфинмониторинга, прозвучавших на заседании – сегодня основные нарушения переходят в сферу определения начальной (максимальной) величины контракта.

Денис Журенков