Первый среди равных

 

Су-35 последнее слово в развитии линейки истребителей КБ «Сухого» начавшейся с легендарного теперь уже Су-27. Самый продвинутый, технологичный и мощный истребитель поколения «4++» или «последняя ступень» перед переходом наших ВКС на истребители нового 5-о поколения Т-50. Сейчас Су-35 состоят на вооружении только российской армии. В 2015 году группировка истребителей должна составить 48 машин. В серию Т-50 пойдет не ранее 2016 года. До этого Су-35 будет промежуточной ступенью для освоения строевыми пилотами техники нового поколения. Впрочем, слово – «промежуточный» не совсем верно отражает суть новой машины.

По словам министра обороны Сергея Шойгу, с появлением истребителей Су-35 наши ВКС ни в чем не будут уступать авиации США и НАТО: шведским истребителям JAS 39 Gripen, американским F-16 Fighting Falcon Block 60, F-15 Silent Eagle и F/A-18 Super Hornet, а также французским Rafale и европейским Eurofighter 2000. По мнению специалистов, Су-35 превосходит «Миражи», «Грипены», «Тайфуны», «Рафали» и F/A-18E/F «Супер Хорнеты». Каждый из самолетов представляет все самое современное, что есть в военной авиации. И если американские, французские и шведские истребители относятся к поколению «4+», то только Су-35 можно назвать машиной поколения «5-». Это означает, что этот истребитель максимально соответствует требованиям к боевым самолетам нового поколения - таким, как американский F-22 Raptor и F-35. Не зря за глаза Су-35 до последнего времени называли на Западе российским истребителем 5-го поколения, главным конкурентом американского Raptor.

 

Совокупность достоинств

 

Кроме продвинутой аэродинамической схемы фюзеляжа, на Су-35 стоит новый двигатель АЛ-41Ф-1С. Именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50. От предшественников АЛ-31Ф стоящих на Су-27/30 он отличается  увеличенной тягой 14,5 тонны против 12,5, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это дает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения.

Следующее «Ноу-Хау» - перспективный радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», обладающий уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам этот радар близок к тому, что стоит на F-22. На встречных курсах «Ирбис-Э» может обнаруживать цели на дальности до 350-400 км. Это уникальный показатель для современных авиационных радиолокационных станций. На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за 150-200 километров железнодорожный мост, за 100-120 катер, за 60-70 километров установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков. И все их поразить.

На Су-35 впервые стоит отечественный безинерционный навигационный комплекс - БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача - собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС, но может работать и без них.

Ну и конечно, как у самого передового военного самолета у Су-35 самый продвинутый арсенал вооружения. На 12 узлах внешней подвески может быть размещен целый набор ракет средней дальности «воздух-воздух»: Р-27ЭР1 (8 шт.), Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1 (по 4 шт.), РВВ-АЕ (до 12 шт., включая спаренную подвеску четырех ракет под фюзеляжем) и ракет ближнего боя Р-73Э (6 шт.). Либо целая номенклатура управляемого вооружения класса «воздух-поверхность»: 6 тактических ракет Х-29ТЕ или Х-29Л, 6 противокорабельных и противорадиолокацнонных ракет Х-31А и Х-31П, пять новых противокорабельных ракет большой дальности Х-59МК, а также новинки: 5 противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШЭ, три ракеты большой дальности системы «Калибр-А» и одна тяжелая противокорабельная ракета большой дальности типа «Яхонт».

Истребитель поднимает до восьми корректируемых авиабомб КАБ-500Кр с телевизионным самонаведением, новейших КАБ-500С-Э со спутниковой системой наведения, а также до трех бомб калибра 1500 кг - КАБ-1500Кр или КАБ-1500Л Г с телевизионным или лазерным наведением. По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб калибра 500 и 250 кг и ракет калибра 80, 122 и 266/420 мм, в т.ч. с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг.

 

Стратегический интерес

 

Впервые китайские военные обозначили свой интерес к Су-35 еще в 2008 году во время авиакосмического салона Airshow China. Тогда главком ВВС Китая генерал-полковник Сюй Цилян на стенде компании «Сухой» ознакомился с возможностями истребителя и оценил его летные и тактико-технические характеристики. А в 2011 году Минобороны КНР официально обратилось в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству с предложением о закупке Су-35. В конце 2012 года было подписано предварительное соглашение, но еще три года согласовывались технические и финансовые условия.

В частности, пробуксовка была связана с тем, что, определившись с количеством приобретаемых Су-35, Китай потребовал внести изменения в облик самолета: оборудовать кабину пилота своей авионикой. По словам топ-менеджера одного из предприятий авиапрома, этот контракт не подразумевает лицензионного производства самолетов на территории КНР, то есть заказчик получит уже готовые к эксплуатации самолеты.

Возможно, что именно этот момент стал ключевым в ходе переговоров. Эксперты не исключают, что интерес Пекина к Су-35 вызван не только его высокими боевыми характеристиками, но и возможностью копирования двигателя и радара истребителя. Без них китайский истребитель 5-го поколения J-20 не дотягивает до разрекламированных китайцами характеристик. Подобные прецеденты в российско-китайских отношениях уже случались.

В 2003 году Москва и Пекин подписали контракт на лицензионное производство Су-27СК в Китае. Но в итоге из 200 заказанных комплектов Поднебесная купил лишь половину, объяснив отказ низкими боевыми возможностями Су-27. И сконцентрировался на собственном проекте J-11B. Причем все знали, что он в значительной степени копирует "суховские" машины Су-27/30. Параллельно китайцы с российской помощью создали двух конкурентов российским истребителям МиГ-29: J-10 и FC-1. По китайской оценке, лицензионное производство Су-27СК продвинуло технологический уровень Шэньянской авиастроительной корпорации на 20-25 лет вперед. А создание копии российской машины - истребителя J-11B - стало новым качественным скачком для китайского авиапрома.

Как бы там ни было, Китай становиться первым покупателем самого современного российского истребителя. В этой связи китайская газета Want China Times отметила, что закупка Су-35, по сути, неизбежна, поскольку существующие мощности по производству собственных самолетов J-11 не позволяли сократить разрыв по оснащенности от ВВС других стран. Они также обращали внимание, что российские истребители обладают увеличенным внутренним запасом топлива, что позволит Пекину беспрепятственно контролировать спорные территории. Такого рода конфликты у Китая с Филиппинами и Японией (на вооружении последней состоят американские истребители F-15). По словам источника, близкого к переговорам, именно контроль акватории китайская сторона называла своей «стратегической целью».

Дмитрий Литовкин