Одной из серьезных современных проблем является проблема гуманитарного разминирования. Сегодня по самым приблизительным данным, в различных регионах мира после завершения военных конфликтов осталось до 300 млн. мин и других взрывоопасных предметов (ВОП). Они по-прежнему представляют смертельную опасность для гражданского населения и специалистов, которые их ищут и обезвреживают.

В России вопросами гуманитарного разминирования в структуре МЧС целенаправленно занимается Агентство «Эмерком». Сегодня это одна из самых авторитетных мировых организаций в этой области. Только в Косово специалисты «Эмеркома» очистили от мин 155 тыс. кв. м местности и обезвредили более 2500 ВОП. Широко для поиска и нейтрализации ВОП используются сегодня и военные саперы.

Однако это сложная и очень опасная работа для жизни тех, кто занимается разминированием. Одним из основных путей минимизации потерь стало использование роботизированных средств поиска и уничтожения взрывоопасных предметов.

В ряде стран уже созданы и практически эксплуатируются роботы-саперы, при помощи которых осуществляется уничтожение различных ВОП промышленного и кустарного производства.

Заметных успехов в области создания роботизированных комплексов разминирования добилась хорватская компания «Док-Инг» (DOK-ING). Еще в 2008 г. на выставке (МВСВ-2008) в Москве она показала дистанционно управляемый робототехнический комплекс легкого (по классификации ООН) класса MV-4 (семейство MV) для гуманитарного разминирования.

Робот-разминировщие MV-4. Фото А. СоколовУже тогда около 80 таких роботов работали на территории бывшей Югославии, в Африке, Афганистане, Ираке и др. странах. Компания активно сотрудничает с российским агентством «Эмерком» МЧС России.

Робот MV-4 обеспечивает разминирование местности от противопехотных мин всех видов, кассетных боеприпасов и др. взрывоопасных предметов. Выдерживает взрыв противотанковой мины (ВВ до 8 кг) под рабочим органом.

Это вращающийся барабан с 34 бойками из термоустойчивого и износоустойчивого материала, которые разрыхляют почву на глубину до 30 см и вызывают самоподрыв ВОП или их физическое разрушение.

За один проход робот разминирует проход шириной и глубиной 172,5 см и до 30 см соответственно при производительности 944-2184 кв.м. в час. MV-4 имеет высокую маневренность и низкое удельное давление (0,43 кг. на кв. см.) на грунт, всепогоден и транспортабелен.

Время подготовки к работе не превышает 6 мин. Максимальная (рабочая) скорость движения 5 (0,55-1,26) км/час. Управление – дистанционное с дальности до 1,5 км. Время восстановления рабочего органа - 2-2,5 часа. Масса заправленной (пустой) машины - 5,6 (5,3) т.

Для целей гуманитарного разминирования могут быть использованы и специализированные машины военного назначения. Это, в первую очередь, необитаемые бронированные машины (ББМ). В принципе это те же роботы, но предназначенные для использования на поле боя.

Американская компания Oshkosh Defense впервые продемонстрировала необитаемую боевую бронированную машину (ББМ) «ТерраМакс» (TerraMax) на международном салоне вооружений «Евросатори-2014» в Париже.

Это машина M-ATV с усиленной противоминной защитой днища класса MRAP (Mine Resistant Ambush-Protected) разминирует местность «минным плугом» с вращающимися цепями.

Машина оснащена современными средствами разведки, связи и навигации. Она может двигаться со средней скоростью 65 км/ч. Перед неопознанным препятствием ББМ останавливается и оператор принимает решение.

Машина "ТерраМакс". Фото armstass.suПри необходимости он может взять управление машиной на себя. От аналогов машина «ТерраМакс» отличается простотой освоения и высокой автономностью, считают разработчики.

В ходе испытаний ББМ прошла около 190 км и продемонстрировала возможность решать задачи по разминированию путей передвижения и борьбы с самодельными взрывными устройствами (СВУ). ББМ создавалась 10 лет в сотрудничестве с сухопутными войсками (СВ) и корпусом морской пехоты (КМП) США. Ее поставки в войска ожидаются через 3-5 лет.

Помимо США подобные роботизированные средства создаются и в других странах. Швейцарская компания «Руаг» (Ruag) здесь же в Париже показала в действии систему «Веро» (Vero), которая установлена на ББМ «Игл» (Eagle) компании General Dynamics European Land Systems.

Для расширения возможностей такого комплекса специалисты «Руаг» разместили разведывательные датчики на беспилотном летательном аппарате (БЛА) эстонской компании «Эли» (Eli), который базируется на машине. БЛА позволяет просматривать участки местности, которые не виды с машины. Машина с системой «Веро» может управляться с дальности около 1,6 км.

Компания Lockheed Martin сообщила об испытаниях необитаемой машины AMAS (Autonomous Mobility Applique System), которая разрабатывается для военных. Предполагается, что эта машина сможет обеспечивать безопасность даже в условиях сложной городской застройки. В настоящее время создание таких машин активно ведет Израиль.

Сегодня одним из мест, где свои возможности могут продемонстрировать подобные машины, является Афганистан. В условиях этой страны британская армия применяла необитаемую машину «Лэнд Ровер» (Land Rover) с оборудованием производства компании MIRA для разминирования обочин дорог.

Такие разработки могут заменить традиционных саперов с миноискателем или поисковой собакой при проведении гуманитарного разминирования в мирных условиях или в тыловой зоне боевых действий.

Однако на поле боя и в непосредственной близости от него, при действии в тылу противника и в других условиях альтернативы военному саперу пока нет. Именно его интеллект и профессионализм зачастую играют решающую роль там, где не может быть применено пусть и умное, но механическое устройство.

 

Анатолий Соколов