Российская компания «ТАЙБЕР» на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 демонстрирует новейшие образцы продукции двойного и гражданского назначения для беспилотной индустрии. Среди экспонатов предприятия - система управления столом вооружения, опорно-поворотное устройство ОПУ-03 и модернизированный комплекс «Геодезия-В» с беспилотным вертолетом автоматического взлета и посадки. Об этом и не только в эксклюзивном интервью ИА «Росинформбюро» рассказал Сергей Тыцык, технический директор ООО «ТАЙБЕР».

 

Расскажите, что вы представляете на МАКС-2015?

Во-первых, мы привезли сюда наши серийные изделия. Это опорно-поворотное устройство для различной полезной нагрузки.

Что такое опорно-поворотное устройство?

Это устройство, которое позволяет с высокой точностью наводить полезную нагрузку, например, оптическую, на удаленные объекты. Вот летит самолет на расстоянии 10-15 км, надо его сопроводить и внимательно рассмотреть. Мы обеспечиваем точность наведения на цель 0,35 мрад. Это очень высокая точность. Мы практически на 6 км ошибаемся на 350 мм от центра объекта. При этом мы можем передать координаты объекта относительно основания с точностью в 3 раза выше, то есть фактически 100 мм на шести километрах. Это устройство может использоваться в системах наведения столом вооружения. То есть условно: у вас стоит на каком-то объекте турель. На ней стоит оптическое устройство, и вы можете синхронизировать оптическую ось устройства с вооружением, например, с пушкой.

Помимо того, что мы представляем турель, мы представляем саму систему наведения, которая может синхронизироваться со столом вооружения. Стол вооружения – это фактически башня с каким-то вооружением на нем (пушка, пулемет, ракета). Наша прицельная станция работает на больших дальностях 10-15 км по большим целям (самолеты, вертолеты) в двух апертурах: узкой и широкой. При этом мы синхронизировали прицельную систему с готовыми лазерными глазомерами, далее мы мерим этот объект, причем мы можем достаточно точно попасть в объект, потому что у нас синхронизированы оси. Представляете, самолет, мы навели на него «перекрестие» и попали в него дальномером. Мы измеряем расстояние, что наша, например, система вооружения не позволяет пока еще делать этого далеко. Это важно, чтобы замерить баллистическую траекторию. Это один из самых интересных и перспективных продуктов, который уже изготовлен и реализуется.

Второй объект – это модернизация нашего вертолета. На Армии – 2015 мы представляли вертолеты, и сейчас работаем с очередным заказчиком. На сегодня доработана топливная система, то есть, поставлен инжектор, который позволяет автоматически регулировать топливную смесь под условия эксплуатации. Например, зимой широкий разброс температуры, и чтобы не техническому персоналу не работать с фильтром, инжектор позволяет все это делать в автомате, в том числе повысив высотность. На высоте тоже меняются характеристики двигателя, и мы с 2,5 тыс. метров подняли высоту до 5 тыс. метров. При ретрансляции данных, для чего он в большинстве случаев сейчас и используется, это значительно увеличивает радиус покрытия до 250 км. Для ретрансляции это необходимая вещь, потому что вот у вас телефон есть, отъезжаете за Москву – интернета нет. А нет, потому что при высокоскоростной передаче данных необходима прямая видимость. Нет прямой видимости – нет картинки. А быстрая и качественная картинка нужна, например, для управления роботами, поэтому сейчас тема ретрансляции высокоскоростных данных очень востребована.  Google, Facebook сейчас пытаются делать атмосферные спутники для этого. Пока у них ничего нет, но это тоже попытка решить этот вопрос, чтобы можно было с любой точки пространства мгновенно на высокой скорости получать данные.

Как изменился Ваш ассортимент, представленный на МАКС по сравнению с прошлым годом?

После Армии – 2015 мы доработали вертолет. У него, как минимум, в 2 раза стали лучше характеристики. Полет 6 часов, вместо 3, и высота 5 км, вместо 2,5. За несколько месяцев это значительные изменения. А абсолютно новый продукт – система управления столом вооружения.

Российские участники МАКС 2015 выступают под эгидой «Да здравствует отечественное!» Какие у Вас есть образцы импортозамещения?

Мы и есть образец импортозамещения. Мы являемся разработчиками программного обеспечения, мы же разрабатываем «железо». Можно сказать, вы же используете импортные микросхемы, но на самом деле, это не проблема: микросхемы используют все. Микросхема может быть любая: и российская, и китайская. Производитель к ней отношение малое имеет. По сути, все «железо» разработано нами. Мы можем ставить любую элементную базу.  Наши блоки не контролируются никем, кроме нас самих. А в вертолете фактически только двигатель японский. Но он может быть и не японским, а немецким или еще каким, мы не ограничены в этом. Все остальное наше. Вообще в последние годы есть чем похвастаться. В России очень много стало делаться реальных изделий, не покупается что-то импортное и не выдается за свое. В правительстве наконец-то обратили внимание на собственных производителей и дали им возможность показать, на что они способны. Это правильная политика.

Как Вы рассматривает авиакосмический салон МАКС-2015? Какие планы на сотрудничество?

Во-первых, мы здесь представляем комплексное оборудование. К нам приходят наши партнеры, здесь они могут увидеть комплексные решения, а не собирать их по всему зарубежью. Можно взять полностью комплексное решение и переоборудовать свой летательный аппарат в короткий промежуток времени и минимальными затратами, а не заниматься какими-то длительными разработками.  Такие кооперации уже есть. Всегда удобнее самому посмотреть, потрогать руками. Это площадка прямого общения.