Объединенная двигателестроительная корпорация в рамках участия в Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 представила актуальный модельный ряд высокотехнологичной продукции, способной, в том числе, заместить иностранные разработки. Об этом и многом другом рассказал ИА "Росинформбюро" в эксклюзивном интервью генконструктор предприятия Валерий Гейкин.

- Расскажите о семействе вертолетных двигателей, которые Вы представляете на МАКС-2015.

- Здесь представлена линейка вертолетных двигателей, которая сегодня находится в эксплуатации либо в гражданской авиации, либо в войсковых частях. Существует большая гамма вертолетов с двигателями российского производства – в основном это разработки конструкторского бюро В.Я. Климова. Кроме того, вчера мы получили сертификат типа на вертолетный двигатель ТВ7-117В. Это наша новая разработка, которая должна улучшить параметры ряда машин.

Также на нашем стенде представлены вертолеты с двигателями ВК-2500. Это двигатели российской комплектовки – как вы, наверное, знаете, до недавнего времени большая часть вертолетов оснащалась двигателями украинского производства. Сегодня поставлена задача обойтись без участия Украины: к 2017 году мы должны собирать 350 двигателей, наращивая дальнейшее производство. В прошлом году мы уже изготовили порядка десятка двигателей без участия иностранных комплектующих. В течение двух с половиной-трех лет мы должны это количество должны довести до 500, т.е. полностью освободиться от присутствия зарубежных элементов. И речь идет не только об украинских двигателях, поскольку у нас есть в эксплуатации двигатели производства стран НАТО: Франции, Канада, США.

Также поставлена задача в течение трех лет сделать первый летный экземпляр вертолетного двигателя для Ми-26. Он будет называться ПД-12В.  Эта направление для нас актуально по ряду причин, в том числе и потому, что президенты РФ и Китая согласовали разработку совместного тяжелого вертолета, и его двигатель, соответственно, мы также будем делать совместно. На данный момент у нас есть вертолет типа «Ансат», однако и он тоже укомплектован иностранными двигателями. Причем, обратите внимание, мы уделяем большое внимание не только военной технике, но и гражданской. К примеру, вертолет Ми-26, помимо военных целей, также используется, например, для тушения пожаров. И тот же «Ансат» тоже является многоцелевым. Кроме того, существует множество легких вертолетов, которые очень востребованы в бизнес-классе. Поэтому перевод двигателей, которые в РФ не производились, на российские рельсы – очень важная задача, которую мы решаем в кооперации всех предприятий ОДК. Если взять для примера двигатель ВК-2500 – заниматься его сборкой будут ОАО «Климов», московский завод им. В.В. Чернышева, московский завод «Салют», его омский филиал, а также уфимское моторостроительное производственное объединение. Эти четыре предприятия должны в короткое время освоить всю линейку вертолетных двигателей, и, я уверен, что они успешно справятся с задачей.

-Какой из представленных экспонатов Вы бы назвали ключевым?

- Вчера мы получили сертификат типа на уникальный двигатель ТВ7-117В. Это новая разработка. Сейчас ему предстоят летные испытания в составе вертолета. Двигатель сертифицирован, теперь нужно сертифицировать вертолет. До конца года эта задача будет успешно решена нашими коллегами из «Вертолетов России» и, я думаю, получится очень удачная хорошая машина. Сертификат типа вручается не каждый год, и это серьезное событие, мы даем новую жизнь этой машине. Обычно они живут 30-40, а то и 50 лет, и для нынешнего салона это наиболее значимый экспонент.

-Какие еще соглашения Вы уже подписали на МАКС-2015?

- Для того, чтобы дать путевку в жизнь этому мотору, подписан контракт между нами и «Вертолетами России» на поставку ТВ7-117В. Их надо будет сделать порядка 50 штук в ближайшие 2-3 года. Это довольно много, т.е. их будут выпускать серийно. Надо отметить, что по гособоронзаказу наша корпорация в этом году должна поставить порядка 505 двигателей. Это задача сложная, но выполнимая.

-Вы упомянули, что взяли курс на импортозамещение. В связи с санкциями возникли ли какие-то проблемы с поставками деталей?

- Импортозамещение во многом и обусловлено санкциями, хотя мы задумались об этом чуть раньше. Украина уже давно вышла из состава Советского Союза, но на протяжении последних десятилетий они собирали двигатели российской разработки. Проблемы начались вместе с началом известных всем событий, и это вынудило нас ускорить решение задачи импортозамещения. Кроме того, мы должны понять, что двигатель, который поставляется странами НАТО, тоже в любой момент может быть непоставлен. И это большая проблема. Я считаю, что в течение четырех-пяти лет все вертолетные двигатели будут заменены на отечественные, и это лучший ответ на все санкции. 

По вертолетному двигателю мы должны уже к концу следующего года поставить серийно машины. Это реальные сроки, это не через много лет, а уже довольно скоро. ВК-2500 уже сейчас изготавливается серийно, в этом году должно быть 60 комплектов, в следующем – еще 100. Мы будем наращивать производство, и, я уверен, задача импортозамещения вполне решаема – причем достаточно быстро и эффективно.