Два военно-транспортных самолета «Дуглас С-47» времен Великой Отечественной войны прибыли из США в Россию. Жуковский стал финишем сложнейшего исторического перелета «Аляска – Сибирь», который повторили российские и американские пилоты.

 

Лучше «Дугласа» может быть только другой «Дуглас»

 

У американских пилотов есть выражение «Лучше «Дугласа» может быть только другой «Дуглас».  Несмотря на то, что машины выпущены более семидесяти лет назад, они находятся в отличном состоянии. Именно эти американские «Дугласы»  в годы Великой Отечественной войны шли помощью по ленд-лизу.

Технически со времени войны в самолетах ничего не изменилось. Это создавало серьезные проблемы для пилотов: кучевые облака и туманы приходилось обходить, так как была опасность столкновения с горными хребтами. В годы войны летчики летели по визуальной видимости. Триста пилотов погибло, двести самолетов разбилось. Холод пробирал пилотов настолько, что руки примерзали к штурвалу.

«Это горные хребты, аэродромов нет, безлюдье, низкая температура.  Сеймчан - Якутск - 1167 км. Это был самый сложный участок. Он был горный, а главное, температура – за 60 градусов. А самолеты в то время не были приспособлены к низким температурам. Они не имели высотного оборудования. Приспосабливали какое-то кислородное оборудование, и шли. Были серьезные обморожения, вплоть до того, что замерзали глаза. Страшные условия», - говорил ранее дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт Алексей Леонов.

И не каждому пилоту хватало духа совершить такой перелет. Американский летчик Томас Уотсон в годы войны писал: «Условия невозможные. Случись вынужденная посадка – гибель. На этой трассе могут летать либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские».

 

Образец дипломатии


«Дугласы» вылетели из населенного пункта в штате Монтана 20 июля. Были посадки в Канаде, в Аляске. Затем – остановки в Якутске, Братске, Красноярске. Жуковский – финальная точка полета.

«Вся прелесть этого рейда заключается в том, что была показана дипломатия, когда  водном экипаже капитанами воздушных судов были русские пилоты, вторыми пилотами были граждане США и среди бортинженеров был один канадец», - сказал генерал армии Петр Дейнекин.

Сейчас летчики вспоминают, с какой радостью их встречали и в Америке, и в Канаде, и в России.

«На фоне этого перелета никаких «остростей», колкостей нет. Все острые моменты старались обходить, то есть их вообще не было. Как раз говорили только о партнерстве, о сотрудничестве. У нас совместные экипажи. В каждом экипаже командир русский, второй американец. И на одном борту идет канадский техник», - отметил руководитель экспедиции Сергей Баранов.

Однако не стоит забывать, что в самом начале проект шел не так гладко. Политическая ситуация на мировой арене не слишком благоприятствовала совместным проектам России и Запада, говорил ранее директор Ассоциации «Алсиб 2015» Сергей Баранов. Но все слагаемые были найдены.

Трасса – исторический пример совместной работы России и Америки, и на сегодня в мире остается много глобальных задач, которые требует от США и России скоординированных действий, отметил Джон Теффт, посол США в России на пресс-конференции перед началом перелета.

«Несмотря на текущую напряженность в наших отношениях, я уверен, что американцы и россияне по-прежнему будут находить области сотрудничества в вопросах, представляющих взаимный интерес. А такие инициативы, как эта, служат хорошим напоминанием, что наши страны работали, работают и дальше могут работать вместе. Давайте пообещаем себе, что так будет всегда», - сказал Джон Теффт.

После того, так работа авиасалона МАКС – 2015  закончится, исторические машины достанутся Центральному музею Вооруженных Сил России.

«Один из этих самолетов мы передадим в парк "Патриот" в Кубинке, где для него будет построен ангар. Такие планы есть у министерства обороны. Второй будет храниться в филиале Центрального музея Вооруженных сил - Центральном музее ВВС в Монино", - сказал директор музея Александр Никонов.

 Марина Староверкина