На 23 декабря запланирована стыковка первого грузового корабля новой серии «Прогресс МС» с Международной космической станцией. Модернизированный аппарат доставит на МКС около 2,5 тонн грузов, в том числе «сухие» грузы, топливо, воду, медикаменты и сжатый кислород.

 

Сбой графиков

Старт планировалось осуществить еще 21 ноября, но из-за многочисленных проверок нового оборудования запуск перенесли на месяц. Это повлекло за собой изменения графиков полетов всех российских космических аппаратов к МКС. Программа полета транспортного грузового корабля рассчитана на двое суток. Стыковка пройдет в автоматическом режиме. Позже многие технические решения "Прогресса МС" будут использованы в моделях пилотируемых транспортных кораблей нового поколения. Новый корабль имеет дополнительную защиту от космического мусора и микрометеоритов. На "Прогрессе МС" установлены дублирующие электродвигатели, система сближения и стыковки, новая командно-телеметрическая система.  

 

Аварии «Прогресса»

 

28 апреля с его предшественником – грузовиком «Прогресс М-27М» произошла авария. Ракете- носителю «Союз-2.1а» не удалось вывести его на расчетную орбиту, связь с кораблем была утрачена. Утром 8 мая он сгорел в плотных слоях атмосферы. В Роскосмосе пришли к выводу, что причиной инцидента стало «нештатное разделение» третьей ступени «Союза» с «Прогрессом» из-за разгерметизации баков в ракете, к которой в свою очередь привела неучтенная конструктивная особенность связки носителя и корабля.

Два последующих корабля «Прогресс М-28М» и «Прогресс М-19М» выводились на орбиту с помощью ракет-носителей «Союз-У». Череда аварий сильно ударила по российским позициям в космической отрасли.

«Прогресс» нуждался в обновлении, и он их получил. На аппарате установлена новая командно-телеметрическая система и дублирующие двигатели для стыковки, есть дополнительная защита от космического мусора и метеоритов. Кроме того, предусмотрены специальные пусковые контейнеры для микро-спутников. Многие решения, утверждают конструкторы, потом будут применены при создании нового пилотируемого корабля.

 

Россия на космической арене

 

Доставка грузов на Международную космическую станцию – весьма дорогой и наукоемкий процесс. Стран, способные строить даже спутники, не говоря уже про космические корабли и станции, единицы. Конечно же, первенство в строительстве транспортных космических кораблей всегда делили между собой Советский союз и США. 

Что же касается доставки самих астронавтов, то доставлять на МКС до 2020 года их будет Россия. Еще в 2013 году тихо и без лишней помпы Барак Обама подписал соответствующий закон. Выбора у американцев нет: способной перевозить людей космической техникой они не располагают.

Согласно документу, действие полномочий НАСА по использованию услуг России в работе на МКС и осуществления ей соответствующих выплат, истекавших в июне 2016 года, продлено да 31 декабря 2020 года.

В настоящее время доставка космонавтов на МКС осуществляется при помощи российских кораблей "Союз”. Отправка каждого астронавта на МКС на борту российского корабля обходится американской казне в 60 миллионов долларов.

Ранее американцы по финансовым соображениям свернули собственную программу полетов многоразовых космических челноков. Предполагается, что в будущем эту функцию на себя смогут взять корабли, разрабатываемые частными компаниями. Таким образом, американские государственные компании даже не надеются самостоятельно разработать решение лучше, чем российские корабли «Союз». 

 Марина Староверкина