Каких-то лет 25 назад было невообразимо даже предположить, что Индия может стать серьезнейшим игроком в космической отрасли и забрать себе ощутимую долю на рынке пусковых услуг. В то время весь рынок делили между собой Россия, США и в меньшей степени Европа. Индия тогда могла только грезить космосом и постепенно учиться осваивать доселе незнакомые технологии. Страна активно создавала суборбитальные носители, а также носители легкого класса, способные доставить несколько десятков килограммов груза только на низкую земную орбиту.

Положение изменилось в начале 90-х годов прошлого века. К тому времени Индия успела разработать и ввести в эксплуатацию ракету-носитель среднего класса PSLV. С тех пор индийские ракеты-носители совершили 35 полетов, при этом неудачных полетов было только 2. Получается, что рейтинг надежности PSLV составил почти 95%, а это поставило его в один ряд с лучшими российскими, американскими и европейскими ракетами-носителями.

 

Вклад России и препятствия США

 

Каких-то лет 25 назад было невообразимо даже предположить, что Индия может стать серьезнейшим игроком в космической отрасли.

Внесла свой вклад в развитие космических транспортных средств Индии и Россия. В 1991 году Главкосмос и Индийское космическое агентство (ISRO – Indian Space Research Organization) были близки к заключению договоренности о продаже Нью-Дели российских криогенных двигателей КВД-1 и технологий для их изготовления. Но несмотря на заявления Индии о том, что данные двигатели необходимы ей исключительно для реализации мирной программы изучения космоса, Вашингтон по своему обыкновению посчитал данную сделку нарушением "Режима контроля за ракетными технологиями" (РКРТ).

В условиях современной войны использование ракет с криогенными двигателями не является эффективным по причине длительного времени, которое требуется на заправку этих машин жидким кислородом и водородом. Однако криогенные двигатели все равно могут быть установлены на баллистических ракетах больших радиуса действия и грузоподъемности. Судя по всему, по логике Вашингтона получалось, что Индия непременно попытается создать носители атомного оружия для удара по Пакистану, а это вынудит последнего приступить к разработке аналогичной "дубинки". Результатом же подобного развития событий станет гонка ядерных вооружений в Южной Азии. А США потенциальный соперник в такой гонке, как известно, не нужен.

Внесла свой вклад в развитие космических транспортных средств Индии и Россия.

России тогда вряд ли можно было предъявить претензии в нарушении РКРТ, ибо она присоединилась к данному режиму лишь в 1995 году. Однако, следуя правилам "стратегического партнерства", которое формально присутствовало в российско-американских отношениях в 90-х годах XX века, правительство Ельцина пошло на уступку Вашингтону и отказалось передать Индии технологии для производства ракетных двигателей (сами двигатели поставлены были). Следствием этого шага для России стало присоединение к программе МКС, а для Индии – необходимость разрабатывать собственные криогенные двигатели для носителя GSLV, предназначенного для вывода полезных нагрузок, в том числе на геостационарную орбиту.

Страна достаточно успешно справилась с этой задачей в начале 2000-х годов. Как в этой связи не вспомнить "спасибо", которое в свое время Мао Цзэдун сказал Хрущеву за то, что тот отказался поставить баллистические ракеты и соответствующие технологии Китаю. Благодаря этому отказу Поднебесная создала собственную независимую космическую программу.

 

Многоразовая техника

 

Идея многоразовой космической техники сейчас явно переживает новый виток популярности.

Идея многоразовой космической техники сейчас явно переживает новый виток популярности. Наибольших успехов здесь достигла компания SpaceX, которая уже создала и эксплуатирует ракету-носитель с возвращаемой первой ступенью. В том же направлении работает и Европа, разрабатывающая ракету-носитель "Ариан-6" с возвращаемой двигательной установкой. Теперь в этот список вошла и Индия, успешно испытавшая ракету-носитель RLV-TD с возвращаемой ступенью.

Но здесь не все так прекрасно, поскольку это не полноценно работающая ступень, а технологический демонстратор, не предназначенный для реального повторного использования, но ведь все с чего-то начинали. Индия рассчитывает, что использование частично многоразовых носителей позволит снизить стоимость космических пусков как минимум в 10 раз.

Это не полноценно работающая ступень, а технологический демонстратор, который нельзя использовать повторно.

Стоит отметить, что хоть идея с возвращаемой ракетой-носителем по понятным причинам не дает усомниться в своей эффективности с экономической точки зрения, но с технологической точки зрения такая технология еще не зарекомендовала себя в качестве надежной. Речь о чрезмерных нагрузках, которые ступень испытывает при посадке. После таких нагрузок ступень приходится целиком разобрать на винтики, чтобы убедиться в ее пригодности к повторному использованию, а это нивелирует всю экономическую выгоду от многоразовости. Но здесь на ум приходит история зарождения авиации и братьев Райт, чей аэроплан также был хрупким и его приходилось перебирать перед каждым полетом. Но, как мы знаем, человечество все же выбрало эту технологию, а не более надежные воздушные шары.

 

Стремление к новому

 

Проект создания космического ракетного комплекса с возвращаемой первой ступенью был убран из проекта Федеральной космической программы.

Пока что нет оснований говорить о том, что Индия стала серьезным конкурентом России на мировом рынке пусковых услуг, однако налицо стремление космической программы этой страны создавать технику, соответствующую самым свежим тенденциям в мировом ракетостроении. Увы, такого нельзя сказать про саму Россию.

Проект создания космического ракетного комплекса с возвращаемой первой ступенью был убран из проекта Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы. Он будет построен в лучшем случае к 2030 году.

Конечно, сотрудникам госкорпорации "Роскосмос" виднее, с помощью каких ракет Россия сможет удержать свою долю рынка пусковых услуг, но постоянная ставка на классические одноразовые ракеты вызывает в памяти печальный опыт отечественной автомобильной промышленности, когда бесконечное совершенствование одних и тех же моделей машин вместо создания новых привело к ситуации, когда мы "навсегда" отстали от западных стран, Японии и Кореи в области автомобилестроения.