Космодром «Восточный», и без того не сходящий со страниц СМИ, продолжает подбрасывать все новые поводы для слухов и домыслов – как сообщают различные издания, первый пилотируемый запуск откладывается на два года, а осуществить его планируется при помощи ракеты-носителя «Ангара-А5В» вместо «Союзов». Между тем, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что никаких официальных решений по этому вопросу не принималось. «Росинформ» решил разобраться, чем «Ангара» лучше «Союза» и кому выгодна такая рокировка.

 

Кулуарные вести

По данным СМИ, вице-премьер Дмитрий Рогозин и руководитель Роскосмоса Игорь Комаров обратились к президенту России Владимиру Путину с предложением отложить первый пилотируемый пуск с «Восточного» на 2020 год (а то и на более поздний срок) и отказаться от «Союзов» в пользу «Ангары-А5В». Как сообщил неназванный источник «Коммерсанта», идея с отказом от пилотируемых запусков кораблей типа «Союз» обсуждалась еще с конца прошлого года, а причиной для такого решения стало нежелание создавать на новом космодроме инфраструктуру под устаревшие корабли: «Союзы» с 1960-х годов эксплуатируются на Байконуре, а с учетом того, что Россия продлит свое участие в программе МКС до 2024 года, необходимости создавать под них дублирующие площадки на «Восточном» нет.

 

Новый друг лучше старых двух

Слухам вопреки производитель "РКЦ "Прогресс" сообщает, что "Союз-2.1а", первая ракета, которая будет отправлена в космос с «Восточного», будет готова к отправке на космодром в июне, согласно графику. Отмечается также, что большинство технологического оборудования доставлено на космодром, идет его монтаж, часть оборудования готова для автономных испытаний и проведения пуско-наладочных работ.

 

Ракета-носитель «Союз-2»

"Союз-2" –ракета-носитель, которая позволит заменить ракеты-носители "Союз-У", "Союз-ФГ" и "Молния-М" одной ракетой-носителем. Ракета-носитель "Союз-2" в сочетании с разгонным блоком "Фрегат" позволит выводить космические аппараты на всевозможные типы орбит: низкие, средние, высокоэллиптические, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные. Разработка ракеты-носителя "Союз-2" велась на базе ракеты-носителя "Союз" в два этапа (этапы 1А и 1Б). Летные испытания ракеты-носителя "Союз-2" этапа 1А начались 8 ноября 2004 года пуском с космодрома Плесецк.

 

По мнению экспертов, сама по себе идея отказа от «Союзов» в пользу более современной «Ангары» неплоха.

Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Игорь Маринин:

Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Игорь Маринин: «Идея, в общем-то, светлая. Зачем нам сейчас перетаскивать на «Восточный» старый «Союз»? Тем более это не так просто, его надо адаптировать под «Союз-2», строить свою структуру, стапеля и прочее. Эксплуатировать его, предположим, до 2020 года, то есть пять лет. А строить мы еще будем год-полтора. То есть на два-три года «городить» это на «Восточном» не имеет смысла».

Однако проблема заключается в том, что «Ангара» не просто не готова, по словам специалистов, она находится сейчас в стадии эскизного проекта, «почти на нуле». При таком раскладе запуск на «Восточном» может отложиться куда больше, чем на два года.

Научный руководитель московского космического клуба Иван Моисеев:

Научный руководитель московского космического клуба Иван Моисеев: «Новый носитель – это очень сложная и большая работа. Во-первых, сама «Ангара» предполагает большой прогресс по сравнению с тем, что мы на сегодня имеем, которого еще нужно будет добиться. Во-вторых, еще только предстоит работа по ее сертификации для пилотируемых запусков, притом, что ракеты пока еще нет. Для этого нужно осуществить много запусков. Скажем, пять или как минимум четыре успешных запуска, прежде чем на нее можно будет посадить космонавтов. По всем нашим планам производство «Ангары» с возможностью ее первого запуска с людьми на борту потребует не менее пяти лет, если все это будет очень развито, а учитывая, что она совсем новая, тогда еще больше. Словом, пилотируемый запуск с Восточного откладывается на неопределенно длительный срок...» .

Ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5»

Первая тяжелая ракета-носитель, разработанная в России после распада СССР. Запускается с пятью универсальными ракетными модулями УРМ-1, которые оснащены многоразовыми двигателями РД-191 (четыре модуля на первой ступени и один на второй; в качестве УРМ в будущем планируется применять многоразовые ускорители первой ступени «Байкал», значительно удешевляющие запуск и первые в мире с планирующей, управляемой посадкой на аэродром), одним блоком УРМ-2 третьей ступени и разгонным блоком «Бриз-М» или кислородно-водородным КВТК. Первый запуск успешно состоялся 23 декабря 2014 года.

 

Экономика должна быть экономной

По мнению экспертов, перенос сроков пуска и замены ракеты-носителя "Союз" на новую "Ангару" могут быть связаны с проблемами экономического характера. Во-первых, в условиях кризиса и секвестирования бюджетов на федеральные программы такой вариант наиболее разумен (хотя официально бюджет космической отрасли не сокращался), во-вторых, недавний скандал связанный с длительной задержкой зарплат сотрудников космодрома только подтверждает, что обстоятельства не так просты, как хотелось бы.

Впрочем, задержки зарплат – только верхушка айсберга. Проверка Счетной палатой выявила отсутствие проектов и сметы – и это через пять лет после появления указа о начале строительства. Как отмечают СМИ, причиной возникновения финансовых проблем компании стали действия ее предыдущего руководителя Виктора Гребнева, тратившего бюджет на личные нужды.

Судя по всему, «тернии», отделяющие «Восточный» от звезд, в ближайшее время свести на нет не удастся, однако, по словам курирующего стройку вице-премьера Дмитрия Рогозина, запуск непременно состоится в срок – вопреки всем неурядицам. 

 Ника Бажанова