Череда неудач преследует  российскую космическую отрасль. Очередным фиаско закончился запуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и мексиканским спутником Mexsat-1. Отказали рулевые двигатели третьей ступени. В результате головная часть и третья ступень не успели разделиться и полностью сгорели в атмосфере над Забайкальским краем.

Впервые ракета-носитель "Протон-М" стартовала 7 апреля 2001 г. С тех пор осуществлен 400 запусков, из них 5 аварийных и 5 нештатных - около 1% от общего числа.

За последний месяц это уже второй неудачный пуск российской ракеты-носителя с космодрома «Байконур». Стартовавший 28 апреля к МКС грузовой корабль «Прогресс» вскоре после запуска перестал передавать телеметрию, получил вращение и спустя несколько дней был утерян, сгорев над Тихим океаном. 

Как заявил вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин, аварии при участии ракеты-носителя «Протон» - следствие системного кризиса в космической отрасли, из которой Роскосмос еще не вышел. Помочь в этом может лишь смена формы управления. 19 мая Дмитрий Рогозин представит в Госдуме в первом чтении президентский законопроект о госкорпорации «Роскосмос».

Причины кризиса космической отрасли

 

В 1990-х годах космическая отрасль не получала достаточного финансирования. Однако прошло более 20 лет, деньги в стране появились, и в 2006 году, по сравнению с ранее запланированным, финансирование увеличилось на 80%. Правда, производственная база отрасли так и осталась на прежнем уровне, новая система контроля качества и обеспечения надежности не появилась, о космических технологиях нового поколения говорить и не приходится.

Чтобы как- то удержаться на плаву, Роскосмос вынужден заниматься выводом на орбиту различных космических аппаратов, что составляет всего 6-8% от стоимости космических услуг.

Кроме того, официальные представители Роскосмоса, отмечают дефицит молодых кадров. Ежегодно в сферу космических исследований приходят работать около четырех тысяч начинающих специалистов. Цифра эта, в общем, не так уж и мала, однако сфера развития космической отрасли требует гораздо больше квалифицированных рабочих рук. Разница в возрасте специалистов составляет около полувека, преемственность поколений нарушена. Да и не было у молодежи мотивации, чтобы посвящать свою жизнь космосу. Однако нынешнее руководство готово решать эти проблемы.

"У нас есть долгосрочные контракты с главными вузами страны, в рамках которых мы ставим конкретно-научные и прикладные задачи, которые помогают молодым людям сформировать представление об актуальных целях, стоящих перед российской космической отраслью", - сказал руководитель Роскосмоса Олег Остапенко.

 

Смена статуса

В таких условиях слияние Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) и Федерального космического агентства «Роскосмос» и в госкорпорацию с одноименным названием крайне важно. Центр управления должен быть один.

 «Мне кажется, что это правильное предложение. Имею в виду, что это не просто отдельное предприятие и даже не отдельное направление промышленности: ракетно-космическая отрасль интегрирует в себе огромное количество направлений и в науке, и в производстве», — отметил президент России Владимир Путин на заседании правительства.

Куратором законопроектов по Роскосмосу Владимир Путин назначил вице-премьера Дмитрия Рогозина.

«Госкорпорация — это единая и четкая ответственность, а также реальная возможность технического перевооружения отрасли и роста денежного содержания высококлассных специалистов. Реформу проведем твердо и последовательно», — подчеркнул вице-премьер.

На будущую госкорпорацию возложена функция совершенствования систем управления в космической промышленности, развитие уже имеющихся научной базы и организаций.

Приоритетным направлением госкорпорации станет обеспечение безопасности и обороны государства. «Роскосмос» займется созданием ракетно-космической техники, будет участвовать не только в выполнении научных работ, но и возьмет на себя множество военных задач, например, разработку ракетного оружия дальнего и сверхдальнего действия.

«Роскосмос», согласно законопроекту, должен стать некоммерческой организацией, правительство отмечало до этого, что госкорпорация не потребует из бюджета дополнительных средств. Главой «Роскосмоса» назначен Игорь Комаров, директор нынешнего одноименного федерального агентства. Руководить горпорацией будет гендиректор, наблюдательный совет и правление. Госкорпорация станет единым центром принятия решений и ответственности.

Бюджет предполагает развитие спутниковой программы, расширение сотрудничества с другими странами в области межспутниковой связи, согласование с представителями других государств вопросов совместного использования космического пространства. В ведение организации перейдут космодромы «Восточный» и «Байконур».

На сегодняшний день в России действуют пять госкорпораций - "Агентство по страхованию вкладов", "Внешэкономбанк", Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", а также государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", именно на нее по объему полномочий будет походить новая организация.

«Это всегда однозначно правильно с точки зрения законов управления – все решения сосредотачиваются в едином центре ответственности […] Принятие решения о создании госкорпорации №6 обладает существенно большим потенциалом с точки зрения эффективности, чем предшествующее. Остается только дождаться результатов, которые и покажут, вышла ли космическая отрасль на новый виток развития, или вернулась на круги своя», - считает Борис Карабанов, cоучредитель ГК ИНТАЛЕВ.

 

Перспективы госкорпорации

 

Сегодня основной рынок космических услуг — это рынок навигации, дистанционного зондирования земли, картография и метеосвязь. Появление же госкорпорации позволит сделать акцент на создании целого поколения космических аппаратов национального производства.

«То есть осваивать рынок не через запуск чужих спутников, а запуск своих спутников и фактически воссоздание новой орбитальной группировки. В целом можно констатировать, что мы видим уже свет в конце тоннеля и начинаем выходить из полосы системного кризиса, в котором находилась отрасль в последнее время», - сказал Дмитрий Рогозин.

Одна из первостепенных задач в космической сфере – разработка ракеты сверхтяжелого класса, на базе линейки ракет «Ангара-А5». Уникальное технологическое решение о создании третьей водородной ступени позволит увеличить возможности тяжелой «Ангары» на 12 тонн. Первый пуск системы намечен уже на 2021год.

«Это пилотируемый транспортный корабль нового поколения, и как раз он обеспечит полеты и на Луну, и в дальний космос. Он сейчас разрабатывается Центром Хруничева, включен в ФКП [Федеральная космическая программа], и первый пуск планируем в 2021 году и в 2024 году, мы надеемся, что он уже с россиянами на борту, с нашими космонавтами, будет состыкован с орбитальной станцией. В дальнейшем будет использован в лунной и в других наших программах», - сказал руководитель Роскосмоса Игорь Комаров.

Однако для осуществления всех намеченных планов в космической сфере должно быть три составляющие: единая структура, достаточная финансовая поддержка и политическая воля. 

Юрий Григорьев, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР

Юрий Григорьев, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, Дело даже не в структурах, а в том, кто их возглавляет. Главное, нужно восстановить (сейчас уже начинают) как категорию главных конструкторов и генеральных конструкторов, и их нужно ставить во главе. А пока у нас везде кандидаты экономических наук. Управлять должны высококвалифицированные специалисты, как раньше были – Королев, Глушко, Уткин, Макеев и так далее. Я их знал лично. Это выдающиеся конструкторы. Они должны стоять во главе всех структур. 

 

 Марина Староверкина