«Волга» – фронтовой (оперативно-тактический увеличенной дальности) ракетный комплекс. НИОКР  с использованием опыта разработки ОТР «Ока» велись КБ Машиностроения (г.Коломна) в первой половине 1980-х годов (главный конструктор – С.П.Непобедимый)

Работает комплекс «Волга»Комплекс создавался в рамках конкурса на замену оперативно-тактических ракет увеличенной дальности «Темп-С» (конкурент – комплекс «Агат» разработки Московского Института Теплотехники). В 1987 году изготовлен опытный образец шасси для ПУ и ТЗМ комплекса, начаты испытания шасси, в КБМ оборудован опытный образец транспортно-заправочной машины  (ТЗМ). Разработка прекращена в конце 1980-х годов (возможно, в 1988-1989 годах)  на этапе проектирования комплекса и опытной отработки обеспечивающих систем (ТЗМ и т.п.) в связи с заключением Договора о сокращении  ракет средней и малой дальности (РСМД).


Наведение
– вероятно, предполагалось создание двух вариантов систем управления ракетой – традиционной инерциальной на новой элементной базе и с РЛ ГСН корреляционного типа (по цифровой карте местности в районе цели) для наведения на конечном этапе. Разработку РЛ ГСН вел ЦНИИАГ совместно с НПО «Геофизика» (больше некому). Применение комплекса предполагалось как автономно, так и в составе разведывательно-ударных комплексов с получением целеуказания с удаленных источников информации  (косвенный источник – интервью генерал-майора Виталия Панова, бывшего начальника Центрального НИИ сухопутных вооружений о возможном развитии ракетных вооружений в конце 1980-х годов). Так как предполагалась унификация систем управления комплексов «Волга» и «Ока-У», то вполне вероятно использование на отделяющейся БЧ аэродинамических рулей  для наведения на конечном участке траектории. Вероятно предусматривалась возможность перенацеливания ракеты после старта.

Пусковая установка – мобильная колесная на шасси БАЗ-69481М Брянского автозавода (главный конструктор – Ю.И.Мосин, опытный образец изготовлен в 1987 году). ТЗМ на таком же шасси (опытный образец оборудован КБМ в городе Коломна). Шасси создано на базе БАЗ-69481, не плавающее, по составу оборудования предположительно унифицировано с СПУ и ТЗМ комплекса «Ока». Очевидно что, ТЗМ перевозит 2 ракеты и оснащена краном для заряжания ПУ.


Шасси БАЗ-69481МКолесная формула – 10 х 8
Расположение осей – 2-3 (передние две оси поворотные, третья ось не ведущая)
Двигатель – 2 х дизель КамАЗ-740.3 мощностью по 260 л.с.
Клиренс – 480 мм
Ширина колеи – 2275 мм
Радиус поворота – 16,5 м
Масса снаряженная – 21500 кг (без ракеты)
Масса полная – 40500 кг (с ракетой и расчетом)
Предположительные проекции СПУ комплекса «Волга» с ракетойГрузоподъемность – 18600 кг
Запас хода – 900 км
Скорость максимальная по шоссе – 74 км/ч
Расчет – 4 чел

Ракета – количество ступеней – 2 (по данным из разных источников), в блока ракеты комплекса «Ока» или «Ока-У».

Двигатель – РДТТ на обеих ступенях

Дальность действия – 900-1000 км (оценочно)

Проекции ракет 9М714 «Ока», 9М714У «Ока-У» и гипотетический вид ракеты комплекса «Волга»
Боевые части
– ядерная; обычная с высокоточной РЛ ГСН

Статус – СССР / Россия – не испытывался, не производился, на вооружении не состоял.

Источники:

Васильев В., БАЗ: полвека со страной // Автотрак. № 6 / 2008 г.
Военный паритет. Сайт http://www.militaryparitet.com, 2009 г.
Птичкин С., Секреты Непобедимого. // Российская газета. 16.07.2009 г.
Сокут Сергей. «Искандер-Э» атакует конкурентов. // Независимое военное обозрение. 30.09.1999 г.
Форум «Стелс машины». Сайт http://paralay.iboards.ru, 2010 г.
Russian Arms Forum. Сайт http://www.russianarms.ru, 2009 г.

Материал к публикации подготовил Влад Захаров