Каждое десятилетие истории военной авиации характеризовалось появлением нестандартной конструкции самолета, которая резко отличалась от общепринятой на тот момент времени компоновки. Среди нескольких необычных компоновок, появившихся в 30-х гг., самой оригинальной был несимметричный ВV.141 – конструкции Ричарда Фогта – ближний разведчик со столь необычным способом обеспечения кругового обзора для однодвигательного самолета. 

 Рихард Фогт

Рихард Фогт – немецкий инженер и авиационный конструктор.Немецкий инженер и авиационный конструктор. Работал в ведущих мировых авиастроительных фирмах. В частности, возглавлял авиационные подразделения компаний Kawasaki Heavy Industries и Blohm & Voss.

Рихард Фогт родился 19 декабря 1894 г. в городе Швебиш-Гмюнд (королевство Вюртемберг) и был седьмым ребенком из двенадцати братьев и сестер. В школе г. Штутгарт-Каннштатт познакомился с Эрнстом Хейнкелем. Уже в 1910 г. сконструировал первый летательный аппарат с трехцилиндровым двигателем «Анзани» и получил начальный авиационный опыт. После окончания школы год работал на заводе по производству двигателей в Людвигсхафен. В 1914 г. добровольно ушел на фронт, воевал на Западном фронте в пехоте. После тяжелого ранения в 1915 г. лечился в госпитале в родном городе, потом оставил военную службу. В 1916 г. вновь в армии, где получил летную подготовку.

В 1918 г. работал в компании Цеппелин в г. Фридрихсхафен, где Клод Дорнье предложил ему стать авиаконструктором. С 1919 г. учился на двухгодичных курсах в Высшей технической школе Штутгарта. В 1922 г. получил диплом инженера и работал помощником профессора Александра Баумана при кафедре авиационных и автомобильных систем. В 1923 г. получил свой первый патент и защитил докторскую степень. По поручению Дорнье непродолжительное время работал в Италии на фирме CMASA.

В 1923-1933 гг. Рихард Фогт работает в японском г. Кобе, в компании Kawasaki Heavy Industries на производстве самолетов по лицензии Dornier-Werke GmbH. Как главный конструктор разработал несколько моделей самолетов. В конце 1933 г. Рихард Фогт получил приглашение от компании «Блом унд Фосс» возглавить ее авиационный отдел. В начале 1934 г. сменил на посту главного конструктора Hamburger Flugzeugbau Райнгольда Мевеса – будущего разработчика многоцелевого самолета Fieseler Fi 156 Storch.

гидросамолет BV–138Первым самолетом на новом месте стал одноместный учебно-тренировочный Ha 136. Под его руководством или при весомом вкладе были созданы: океанский гидросамолет-разведчик BV 138 (почтовый, транспортник, разведчик), океанский гидросамолет Ha 139 (с крылом типа перевернутой чайки), разведчик BV 141 (с асимметричным планером), BV 142 – сухопутная версия Ha 139, тяжелый и сверхтяжелый гидросамолеты BV 222 и BV 238 и др. самолеты. Среди них высотный перехватчик BV 155, реактивные истребители и бомбардировщики.

В конце Второй мировой войны взят под стражу и допрашивался британскими спецслужбами. Отказался от предложения британского правительства и принял от США. После войны Фогт покинул Германию в рамках операции «Скрепка» и был направлен в США. В 1947-1954 гг. работал в качестве гражданского служащего в исследовательской лаборатории ВВС США в Дейтоне. В 1955 г. отклонил предложение Вальтера Блома о возвращении к работе в «Blohm & Voss» и от Штутгартского университета возглавить отдел аэронавтики.

До 1960 г. работал ведущим инженером в американской многоотраслевой корпорации Curtiss-Wright, а с августа 1960 г. по август 1966 г. – в команде Джорджа С. Шерера (главный аэродинамик компании Боинг). Здесь Фогт участвует в разработке систем вертикального взлета и судов на подводных крыльях; исследует влияние длины и формы крыльев на дальность и длительность полета.

Фогт работал над секретным проектом бомбардировщиков с ядерными энергетическими установками. Проект был закрыт в связи с неразрешимыми трудностями применения бортовых реакторов.

После ухода из Boeing, Рихард Фогт разрабатывал безопасные непотопляемые парусники, впоследствии писал мемуары. Жил в Калифорнии и был, как он выражался, «американцем». В 1977 г. пожар полностью уничтожил его дом с большинством личных и технических документов. 23 января 1979 г. Фогт умер от инфаркта миокарда в Санта-Барбаре (шт. Калифорния) в возрасте 84 лет. Фогт был женат и имел двух сыновей.

 

Несимметpичный самолет ВV.141 – ближний pазведчикВV.141 – Немецкий тактический самолет-разведчик необычной асимметричной формы. В 1937 г. Имперское министерство авиации опубликовало требования к новому разведывательному самолету. Главным требованием было обеспечение хорошего обзора из кабины. Подрядчиком должна была стать фирма «Арадо», но «Фокке-Вульф» и «Бломм+Фосс» предложили свои разработки. «Фокке-Вульф» предложил проект двухмоторного разведчика «Fw 189».

«Бломм+Фосс» предложил более оригинальный вариант самолета с асимметрично расположенной кабиной и обрубленным горизонтальным оперением для улучшения обзора. Выполненная из оргстекла гондола для экипажа, напоминала гондолу «Фокке-Вульфа Fw 189» и располагалась справа. Слева находился цилиндрический фюзеляж с двигателем «Bramo 323». Фюзеляж оканчивался хвостовым оперением, которое на первых прототипах было симметричным. На более поздних образцах хвостовое оперение было смещено влево для обеспечения стрелку большего сектора обзора.

Но летные испытания подтвердили хорошую устойчивость и маневренность машины. Кроме того, увеличенный вес правой стороны самолета компенсировал реактивный момент двигателя.

ВV.141

Чтобы улучшить куpсовую устойчивость, фюзеляж одной из модификаций ВV.141 был удлинен до 12,15 м. Размах кpыла был увеличен до 15,4 м, а база шасси – с 4,9 до 5,2 м. Пилот в кабине pазмещался слева, наблюдатель – справа на подвижном сиденье и мог выдвигаться в нос фюзеляжа для использования бомбопpицела. Радиоопеpатоp находился в другом конце кабины.

Самолет на рулежкеHаблюдатель также упpавлял фотокамеpой и веpхней пулеметной установкой. Размеры гондолы не превышали 1,2 м по ширине и 1,5 м по высоте. Она заканчивалась конусом с пулеметом МG-15 наверху. В варианте «Фокке-Вульфа» конус мог вращаться на 360 градусов. Стрелок сидел на уровне задней кромки кpыла.

Основные тактико-технические характеристики самолета ВV.141a-04. Габаритные размеры: длина х высота х размах крыла – 12,15х4,10х15.50 м. Площадь крыла – 41,5 кв. м. Масса пустого самолета – 3170 кг, нормальная взлетная – 3900 кг. Двигатель ПД BMW-132N мощностью 865 л.с. обеспечивал полет самолета у земли (на высоте) со скоростью 338 (397 км/ч). Практическая дальность полета достигала 1133 км, практический потолок – 9000 м. Экипаж самолета – 3 человека.

Экипаж перед полетомСамолет был вооружен двумя неподвижных 7,9-мм пулеметами МG-17 в пеpедней и двумя 7,9-мм пулеметами МG-15 на подвижных установках в задней полусферах. Кроме того, самолет мог нести четыре 50-килограмовые бомбы.

Пpогpамма официальных испытаний с самолетом закончилась в янваpе 1940 г. Отчеты испытателей были в целом благопpиятными. Для бомбометания с малых высот на самолете был установлен специальный прицел. Всего в 13 бомбометаниях было сброшено 58 бомб с различных высот. Однако в штаб-кваpтиpе люфтваффе (ОКЛ) отнеслись к «уродцу» без особого энтузиазма и в апреле 1940 г. уговорили министерство вооружений отложить начало серийного производства ВV.141a. Впоследствии работы по проекту были вообще прекращены.

 

Использованные источники:

1. Сайт АИ «Уголок неба» http://www.airwar.ru/enc/spyww2/bv141a.html

2. Сайт издания «Авиация второй мировой войны» http://www.airpages.ru/lw/bv141.shtml

3. Сайт Люфтваффе в моделизме http://panzer.7bb.ru/viewtopic.php?id=581

Материал к публикации подготовил Влад Захаров