Еще до всем известного "Карибского кризиса" военные США готовились к непосредственно вооруженному противостоянию непосредственно с силами СССР, а некоторые военные чиновники, видимо, только и мечтали об этом.

 

Превентивные меры

 

В 1961 году началась операция "Хромированный купол", которую проводили ВВС США. Суть операции состояла в постоянном патрулировании воздушного пространства стратегическими бомбардировщиками Б-52 с термоядерными зарядами на борту. Самолеты были готовы в любой момент атаковать стратегически важные объекты СССР. Американцы не хотели тратить лишнего времени на подготовку к вылету.

Операция продолжалась несколько лет, однако такие превентивные меры не принесли должных результатов. 17 января 1966 года с авиабазы в США на патрулирование вылетели два бомбардировщика B-52G "Стратофортресс". Каждый из самолетов имел на борту по четыре термоядерные бомбы мощностью 1,45 Мт тротилового эквивалента. Маршрут патрулирования в тот раз проходил над берегами южной Европы. Было запланировано две воздушные дозаправки над Испанией.

 

Столкновение

 

Первая дозаправка прошла успешно, но во время второй дозаправки над испанским поселком Паломерас на высоте 9500 м один из бомбардировщиков столкнулся с самолетом-заправщиком. При этом все случилось при хорошей погоде, то есть внешние факторы не могли повлиять на случившееся. Два самолета приблизились друг к другу на недопустимое расстояние, и заправочная штанга угодила в верхнюю часть фюзеляжа бомбардировщика, что вызвало возгорание. Самолет потерял крыло и начал падать.

Поисковыми работами занялась эскадра из 34 кораблей, на борту которых находилось более 3 тысяч военных моряков.

Самолет-заправщик взорвался из-за возгорания танкера, все четверо членов экипажа погибли. Из семи членов экипажа бомбардировщика погибли три человека, остальные успели катапультироваться. Обломки самолета вместе с бомбами упали на территорию поселка, по счастливой случайности в этот момент никто из местных жителей не пострадал. Высшие чиновники США поспешили на место трагедии вместе с поисково-спасательной группой и группой по дезактивационным работам. Тогдашний президент США Линдон Джонсон распорядился принять меры для скорейшего обнаружения утерянных бомб.

 

Поиск ядерных бомб

 

Каждый из самолетов имел на борту по четыре термоядерные бомбы мощностью 1,45 Мт тротилового эквивалента.

В первые 24 часа были обнаружены три упавшие бомбы. Первую нашли испанские правоохранители, снаряд был целым - сработала парашютная система. Поисковый вертолет обнаружил вторую бомбу в районе кладбища, через час была найдена третья. В двух снарядах сдетонировало обычное взрывчатое вещество, что привело к разрушению и заражению территории общей площадью почти 2 км радиоактивными веществами. Четвертую бомбу не могли найти долгое время.

О ней рассказал местный рыбак, увидев спускающуюся на парашюте бомбу. По всей видимости, после раскрытия парашюта снаряд унесло в море. К поискам бомбы привлекли ВМС США, была даже разработана программа поисковой операции. Поисковыми работами занялась эскадра из 34 кораблей, на борту которых находилось более 3 тысяч военных моряков. Местного рыбака доставили на один из кораблей, чтобы он при помощи ориентиров указал на точку падения бомбы, которую заметил.

 

Конец "Хромированного купола"

 

Поиски продолжались около двух месяцев, когда ее обнаружили на глубине почти в 800 м. Бомбу попытались поднять, однако она сорвалась и опустилась еще глубже, после чего ее опять не могли найти. Через 81 день после катастрофы бомбу все же удалось поднять. На следующий день на палубе корабля состоялось торжественное событие с привлечением журналистов, которые охотно фотографировали ядерное оружие.

После этого случая власти США решили прекратить полеты над территорией Испании, а испанское правительство через некоторое время формально даже установило запрет на такие полеты. Операцию "Хромированный купол" впоследствии сократили до 4 вылетов в сутки, хотя глава Минобороны США Роберт Макнамара настаивал на ее полном прекращении. Основой ядерной мощи США стали межконтинентальные баллистические ракеты.

Алексей Петров