В советское время были разработаны летательные аппараты, которые сегодня не имеют мировых аналогов и поражают воображение. В период, когда был создан экраноплан «Каспийский монстр», зарубежные инженеры даже понятия не имели о технологии, разработанной в Советском Союзе. Следует отметить, что сегодня подобная технология за рубежом только разрабатывается.

Схема экранопланаЭкраноплан представляет собой летательное средство, которое передвигается за счет взаимодействия с экраном – большой по площади отражающей поверхностью. В качестве экрана может быть водная гладь, лед или ровная поверхность земли. Эффект экрана позволяет изменить несущие свойства крыла летательного аппарата, вследствие чего скорость передвижения аппарата становится более высокой.

Эффект экрана заключается в создании воздушной подушки под летательным аппаратом за счет нагнетания воздуха. Воздушные потоки от крыла летательного аппарата доходят до подстилающей поверхности и отражаются от нее. В результате давление под крылом повышается и создается своеобразная воздушная подушка, которая используется для передвижения. Поэтому экраноплан способен передвигаться как над водной, так и над земной поверхностью на небольшом удалении от нее.

СМ-1. Фото: www.kot-or-osl.livejournal.com.Проектирование предполагает создание три типа экранопланов. Экранопланы типа «А» обеспечивают передвижение аппарата вблизи экранной подушки, типа «В» – на некотором отдалении от экрана (например, для преодоления препятствия), типа «С» – перемещение с использованием экрана и самостоятельно.

Великий советский гений инженерной мысли Ростислав Алексеев еще в 60-х годах начал исследовать эффект экранной подушки и его воздействие на аэродинамику летательных аппаратов в лабораторных условиях. Тогда, в послевоенное время, правительство поддержало идею создания летательного аппарата-амфибии. Была построена специальная исследовательская база ИС-2. В июле 1961 г. начал испытываться первый в мире советский экраноплан СМ-1.

Испытания проходили успешно, и к осени было решено продемонстрировать летательный аппарат правительству. Дальнейшей разработкой Алексеева стал СМ-2, который также оценивали «сильные мира сего».

СМ-2. Фото: www.topwar.ruВ последующем это способствовало финансированию проекта по созданию крупнейшего в мире экраноплана КМ (1964-1965 гг.).

Сегодня Алексеев – это нарицательные имя всего экранопланостроения, а его экранопланы по надежности и практичности значительно превышают все известные аналоги современных авиа-судов. Вместе с тем, все эти грандиозные проекты доживают свою жизнь сегодня в музеях и доках, не найдя практического применения.

Еще в молодости Алексеев придумал строить судна на подводных крыльях (СПК) и успешно защитил дипломную работу на эту тему. Ему порекомендовали воплотить разработку в жизнь, и он стал инженером-кораблестроителем. Однако вместо разработки новых моделей Алексеев участвует в производстве танков. Тем не менее, однажды он направил в комитет военно-морского флота чертежи судна с подводными крыльями. Первоначально ему отказали, но в 1943 г. молодому инженеру выделили каморку для работы и назначили начальником проекта.

Ростислав Евгеньевич Алексеев. Фото: www.nnm.me/blogs/Ser-ser/alekseev-rostislav-evgenevich/Постепенно лаборатория Алексеева развивалась. Она с успехом разрабатывает различные проекты, получает заказы от военных и превращается в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК). За многочисленные заслуги в 1951 г. Алексееву и его подчиненным присваивают Государственную премию. Но в том же году произошел первый конфликт изобретателя с властью – он вычеркнул из списка фамилию чиновника, который не имел отношения к созданию СПК. В результате реализации планам Алексеева стали препятствовать. Для того чтобы «задобрить» власть, конструктор создал «Ракету» – пассажирское СПК, которое с 64 пассажирами развивало скорость до 60 км/час, невиданное изобретение на то время.

Однако основным направлением деятельности гения стало проектирование экранопланов. Первый из них был спущен на воду и опробован в 1966 г. После второго («Орленок») планировалось запустить пассажирский экраноплан. Однако авария на «Орленке» помешала появлению «Чайки» и была использована недоброжелателями. Алексеева понизили в должности, назначив начальником отдела, а вскоре и вовсе рядовым конструктором.

Ростислав Алексеев ушел из жизни в 1980 г. Несмотря на мало известность конструктора, и его разработок, созданная им технология проектирования стала началом нового направления в технологической инженерии.

Экраноплан «Каспийский монстр» Фото: www.pikabu.ru/story/kaspiyskiy_monstr_556615Экраноплан «Каспийский монстр», испытания которого начались в 1964 г., поразил воображение зарубежных спецслужб, за что и получил свое название.

К 1965 г. корабль был построен и представлял огромную «махину» с размахом крыльев 37 м и массой 540 т. В то, что такую машину можно поднять в воздух, не верил никто. Не верил и немецкий профессор, который через год был на «Ракете» и восхищался гениальностью Алексеева.

 

 экраноплан "каспийский монстр"

 

Испытания было решено проводить в 1966 г. в Каспийском море. На переправку корабля потребовался месяц. Первый полет экраноплана наблюдали представители правительства, а управлял им сам Алексеев. Аппарат был поднят в воздух в 4.00 утра, когда чиновники еще спали и, пробыв в воздухе около часа на высоте четырех метров, совершил благополучную посадку. Свидетелей было много, и комиссия подписала полетный лист, дав «добро» на финансирование проекта.

Экраноплан «Каспийский монстр». Фото: www.airwar.ru/enc/sea/km1.html 

В дальнейшем корпус КМ был доработан металлическими листами для устойчивости в воздухе. Это дало положительный результат, и феноменальное изобретение оправдывало надежды. Корабль-макет уверенно держал высоту 3-4 м над поверхностью и развивал скорость до 450 км/час, обладал хорошей маневренностью и устойчивостью.

Экраноплан «Каспийский монстр». Фото: www.airwar.ru/enc/sea/km1.html

Испытания КМ проходили в Каспийском море 15 лет. Великое изобретение погибло в 1986 г., когда пилот совершил ошибку во время полета.

Экраноплан КМ-1 при размахе крыльев (хвостового оперения) 37,6 (37) м в длину и высоту достигал 92 м и 21,8 м соответственно. Площадь крыла составляла 662,5 кв. м. При максимальной взлетной (пустой) массе экраноплана в 544 (240) т 10 двигателей (ТРД ВД-7) обеспечивали его движение с максимальной (крейсерской) скоростью 500 (430) км/ч. Практическая дальность полета КМ на высоте 4-14 м достигала 1500 км при волнении 3 балла.

 

Использованные источники:

1. http://ss-op.ru/reviews/view/35

2. http://www.airwar.ru/enc/sea/km1.html

3. http://nnm.me/blogs/Ser-ser/alekseev-rostislav-evgenevich/

 

Влад Захаров

Продолжение следует