Быстрое развитие военно-морских сил стран НАТО и их противостояние ВМФ СССР стали причиной поиска советского военно-политического руководства путей противодействия этому. В числе таких был и вариант ведения боевых действий с использованием подводных лодок (ПЛ), способных действовать на мелководье и прибрежных реках.

Главный конструктор подводной лодки Ю.К. МинеевВо второй половине 1970-х годов командование ВМФ СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения «Малахит» техническое задание на разработку первого проекта советской сверхмалой подводной лодки. Согласно тактико-технического задания (ТТЗ), такая лодка предназначалась для использования на морских театрах с обширной мелководной акваторией шельфа с глубинами от 10 до 200 м.

Подлодка должна была решать задачи противодействия противнику и ведения разведки. Для этого на ней планировалось установить радиоэлектронные средства, минно-торпедное оружие, а также водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 м. По требованию ТТЗ общее водоизмещение подводной лодки не должно было превышать 80 т. Главным конструктором проекта был назначен Л.В. Чернопятов, а с 1984 г. - Ю.К. Минеев.

Так как более ранние наработки Остехбюро по сверхмалым ПЛ были засекречены и прочно забыты, вновь потребовалось начинать проектирование «с нуля». На этой стадии был выполнен значительный объем опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам.

 

 Подводная лодка «Пиранья»

Советские сверхмалые подводные лодки пр.865 МС-520 и МС-521 «Пиранья».Опытная подводная лодка была заложена на Ленинградском Адмиралтейском объединении в июле 1984 г. Проект под номером 865 имел собственное имя «Пиранья». Впоследствии были разработаны и построены две сверхмалые подводные лодки – опытная МС-520 и головная МС-521. Лодки были построены и спущены на воду в ленинградском адмиралтейском объединении.

Строительство МС-520 началось в 1984 г., а МС-521 – в 1087 г., а спуск на воду - 20 августа 1986 г. и 31 мая 1990 г. соответственно. На вооружение советского ВМФ они поступили 30 декабря 1988 г. (МС-520) и 25 декабря 1990 г. (МС-521). Лодки были сделаны из легкого титанового сплава.

Схема подводных лодок МС-520 и МС-521 «Пиранья».Внутренняя конструкция имела ряд особенностей. В центральном посту располагались все органы управления и весь экипаж. Электромеханический отсек, необитаемая часть лодки, предназначался для размещения двигателя и остальных элементов жизнеобеспечения экипажа, который посещал этот отсек только для ремонта оборудования. Гребной винт в поворотно-кольцевой насадке использовался по прямому назначению, а также в качестве руля при всплытии.

Вывод ПЛ «Пиранья» из цеха «Ленинградского адмиралтейского объединения» и спуск на воду краном «Демаг».В носовой части лодки размещались две насадки, на которые могли крепиться две мины или ракеты как в обычном, так и ядерном снаряжении. Здесь же была и шлюзовая камера, которая позволяла водолазам покидать лодку под водой и использовать ее как декомпрессионный отсек. Кроме того, водолазы могли получать воздух непосредственно из лодки по специальным шлангам. Экипаж мини подлодки состоял из 3 человек и 6 водолазов-диверсантов.

Фото 6. Конструкция лодки делала ее малозаметной для средств противолодочной обороны.Однако заметного интереса у военных построенные подлодки не вызвали, т. к. их эксплуатация было сложной и они не отвечали необходимым характеристикам. В результате значительного боевого опыта использования «Пираней» нет, или о нем мало известно. Одна из лодок участвовала в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки».

«Пиранья» и диверсанты. (Картина художника A. Заикина.Чертежи и макеты лодки демонстрировались на военной выставке в 1993 г. в Абу-Даби и вызвали большой интерес специалистов и посетителей мероприятия. Известно также, что во время переговоров России и США о разоружении, американцы очень настаивали на включение подлодок «Пиранья» в список ликвидируемых образцов оружия.

Подводная лодка «Пиранья»Подводная лодка «Пиранья» предназначена для решения различных задач противодействия противнику в условиях мелководного шельфа на глубинах 10-200 м. Может взаимодействовать с водолазами и боевыми пловцами на глубинах до 60 м.

Имеет двухкорпусную конструкцию. Сборочно-сварочные работы прочного корпуса проводились в цеха №9 «Адмиралтейских верфей». Цистерны главного балласта изготовлены на заводе «Пелла» из стеклопластика. Прочный корпус испытывался внутренним гидравлическим давлением. 

«Пираньи» у причалаДля последующего монтажа оборудования корпус ПЛ после испытаний был разрезан на две части. Спуск лодки на воду осуществлял плавкран «Демаг» с использованием специальной балки и штатных штоков спасательного устройства ШУ-200. Двигательная установка - дизель-генератор и гребной электродвигатель мощностью 220 л.с. и 82 л.с. соответственно с одним валом и гребным винтом фиксированного шага в поворотной кольцевой насадке. Электроэнергией лодку обеспечивали свинцово-кислотные или серебряно-цинковые аккумуляторы емкостью до 1200 киловольт. 

 «Пираньи» у причалаГабаритные размеры ПЛ «Пиранья» не превышали 28,2 м и 4,7 м в длину и ширину, осадка – 3,9 м. Водоизмещение надводное (подводное) - 218 (319) т. с топливом 6500 кг. Лодка могла двигаться со скоростью 6,43 (6,65) узлов в надводном (подводном) положении, скорость подводного экономического хода - 4 узла. Лодка могла действовать на дальность до 1450 миль в надводном положении, до 1000 миль – в режиме РДП, 250-260 (134) миль – под водой с использованием серебряно-цинковых (свинцово-кислотных) аккумуляторов. Максимальная глубина погружения - 200 м, автономность - 10 суток. 

«Пиранья» в мореВооружение: 2 минно-торпедных аппарата (боезапас - 2 мины типа ПМТ, или 4 донных мины большой мощности, или 2 торпеды «Латуш»), 2 наружных контейнера для груза (4 буксировщика водолазов типа «Протон», или 2 транспортных средства водолазов «Сирена-У»). ПЛ имела шлюзовую камеру, комплект водолазного снаряжения для работы боевых пловцов (в носовой части ПЛ пристыковывалась к носовой переборке). Специальное оборудование: ГАК, РЛС, система обнаружения сигналов, комплекс средств радиосвязи, навигационный комплекс, перископ. 

Макет подводной лодки «Пиранья»Экипаж – 3 офицера (командир-штурман, помощник по электромеханической части, помощника по радиоэлектронному оборудовании). Лодка могла принять разведывательно-диверсионную группу из шести человек. Водолазный комплекс ПЛ позволял высаживать и принимать легких водолазов на глубинах до 60 м.

Грузовые контейнеры для транспортировки водолазного снаряженияПосле выпуска двух экземпляров дальнейшее строительство сверхмалых подводных лодок в Советском Союзе остановилось. Серия ПЛ «Пиранья» ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521 (сдана флоту в 1990 г.). Для каждой лодки были сформировано по два сменных экипажа и технический экипаж, обслуживающий обе лодки.

В марте 1999 г. обе ПЛ отбуксировали в Кронштадт для разделки на металлолом. Причины заключались в недостатке финансирования, бытовавшее мнение о нецелесообразности применения этих ПЛ, недостатки проекта (большое водоизмещение, трудности эксплуатации и др.).

Торпедные аппараты подводной лодки «Пиранья»В настоящее время ОАО «СПМБМ «Малахит» предлагает производство под заказ улучшенный вариант подлодок «Пиранья» с современным оборудованием и практически теми же характеристиками с возросшим до 220 т водоизмещением.

 

 

 

Использованные источникм:

1. Сайт «Уникальные технологии» (http://unikteh.ru/2011/podvodnaya-lodka-ms-520-i-ms-521-piranya/)

2. Сайт «Отечественная военная техника» (http://militaryrussia.ru/blog/category/322/topic-215.html)

3. Сайт Fun-space.ru (http://fun-space.ru/voennaya-texnika/9835-posledniaia-ohota-qpiraniq)

 

Материал к публикации подготовил Влад Захаров