Прототип истребителя-биплана И-15 – ЦКБ-3 был разработан на базе самолета И-5 бригадой Н.Н. Поликарпова в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ).

Самолет ЦКБ-3 получил характерное верхнее крыло с изломом центроплана типа «чайка», I-образные подкосы и стойки шасси консольного типа с возможностью установки обтекателей на колеса. Разработка шла очень быстро, поскольку ВВС РККА испытывали острую потребность в новом одноместном истребителе, и уже в 30 октября 1933 года В. П. Чкалов поднял машину в воздух.

И-15ЦКБ-3 был оснащен импортным радиальным ПД Wright SGR-1820-F3 Cyclone мощностью 710 л. с. (529 кВт) с капотом Тауненда. Интенсивные испытания завершились успешно, и в 1934 году самолет был запущен в серию. Но из-за отсутствия необходимого количества двигателей подходящей мощности 404 истребители И-15 «Чайка», построенных до 1936 года, были оснащены 480-сильными (358 кВт) радиальными моторами М-22, и их максимальная скорость была ограничена 320 км/ч.

Следующие 59 самолетов были оснащены ПД SGR-1820-F3 Cyclone с винтами Hamilton, импортированными из США. Прототип этого варианта под обозначением ЦКБ-3бис прошел испытания в ноябре 1935 года. Хорошая скороподъемность И-15 позволяла использовать его в качестве высотного истребителя. На облегченном ЦКБ-3бис с двигателем  высотного двигателя «Райт-Циклон» F-54 летчиком Владимиром Коккинаки 21 ноября был установлен советский рекорд высоты – 14 575 м.

Все серийные самолеты были вооружены двумя синхронными пулеметами ПВ-1, но завершившие выпуск 270 истребителей И-15, с советскими ПД М-25 и винтами АВ-1 (лицензионный вариант ПД Wright и винта Hamilton), имели четыре пулемета.

В 1935 году самолет был принят на вооружение ВВС КА.  В 1936 выпустили всего 12 экземпляров. С 1937 в большую серию пошёл И-15 с мотором М-25.

Первые И-15 прибыли в Картахену в октябре 1936 года, а всего к концу 1937 года было поставлено 155 самолетов. В феврале 1937 г. из Советского Союза прислали рабочие чертежи и техническую документацию для налаживания серийного производства И-15 в Испании. Решение это было принято в связи с трудностями доставки любых военных грузов в воюющую страну. ВМС националистов, германские и итальянские корабли, установили блокаду республиканских портов: отправляемые в Испанию транспорты задерживались или уничтожались. На испанских авиазаводах до конца 1938 г. построили 213 И-15, еще 24 сдали в январе 1939 г.  

И-15 "Chato" республиканских ВВС Испании (1937 г.) Рисунок: © Glavework-GraphiksИ-15 хорошо зарекомендовали себя в Испании, тем более, что под конец войны истребители вооружали парой более эффективных пулеметов ШКАС. Получившие в Испании прозвище «Chato» (курносый), истребители И-15 поступили на вооружение четырех эскадрилий, где на них помимо советских и испанских пилотов летали и добровольцы из других стран. Государственные испанские авиазаводы также построили 287 истребителей по лицензии, но многие из них в некомплектном состоянии (без двигателей и вооружения) попали в руки националистов после завершения гражданской войны в марте 1939 года.

И-15 отличался высокой маневренностью. Как говорил полковник Е. Н. Степанов, воевавший на этом самолёте в Испании и совершивший на "Чайке" первый в мире ночной таран, на нём можно при известной сноровке догнать на вираже свой хвост.

Служба И-15 в советских ВВС была относительно недолгой. Сомнения в целесообразности крыла типа «чайка» привели к скорой замене этой машины на И-15бис с обычным прямым верхним крылом.

И-15, так же как и другой истребитель И-16 широко применялись в начальный период Великой Отечественной войны. Конечно, в то время эти самолеты не могли уже на равных бороться с новыми истребителями противника. Но, тем не менее, именно им суждено было вынести основную тяжесть борьбы в воздухе в первый, наиболее трудный  период войны.

 

Использованные источники:

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.

http://clubs.ya.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8-15

http://crimso.msk.ru