Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже давно стал самым серьезным, успешным и респектабельным (в смысле вызывающим респект) руководящим политиком во всем бывшем СССР.

Именно он еще в 90-е годы был инициатором Договора о Евразийском Союзе, который был подписан на минувшей неделе в столице Казахстана Астане. Назарбаев выступил истинным интегратором еще тогда, когда президент России Борис Ельцин и его либеральное окружение ни о чем подобном не помышляли.

И Нурсултан Абишевич добился того, чего хотел. Да, сегодня тяга к объединению постсоветского пространства стала веянием времени, популярным "трендом". Но президент Казахстана еще 20 лет назад понимал, что еслли хочешь развития, а не застоя, другого пути нет.

Назарбаев двадцать четыре года бессменно возглавляет свою страну. У него нет нужды в громких и пышных восточных титулах, в прижизненных памятниках себе, в улицах, площадях и городах, названных в его честь. Он и так реальный лидер нации, отец народа, "царь, бог и воинский начальник".

Еще в июле 2000 года местным парламентом был принят Конституционный закон "О Первом Президенте Республики Казахстан", в котором имеются такие патетические строки: "Первому Президенту Республики Казахстан в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами".

Назарбаев, безусловно, выстроил авторитарную систему правления. Ему неоткуда было взять другую модель, в этом регионе не существовало ни малейших предпосылок для демократии западного типа. А к чему приводят малейшие послабления, показывает печальный пример соседней Киргизии.

После подписания Беловежских соглашений Назарбаев стал одним из главных творцов и идеологов СНГ, потому что понимал, что республика не готова к «самостоятельному плаванию». Ему вообще не свойственны лихие рывки, скачки, «загогулины» и «рокировочки», он сторонник плавного, но при этом неуклонного развития.

Таков и назарбаевский авторитаризм - спокойный, умеренный, цивилизованный и, пожалуй, даже просвещенный. К Назарбаеву и его государству всецело относится известная пушкинская формула: «правительство - единственный европеец». В данном случае это не совсем метафора, так как Казахстан состоит в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

И Назарбаев серьезно относится к своим обязательствам перед Европой. Что, в том числе, и ведет к умеренности и аккуратности в обращении с практически неограниченной властью. Президент не может забывать об имидже своей страны.

Придворные льстецы в своих славословиях любят сравнивать Назарбаева с великими деятелями прошлого, в том числе и с создателем Турецкой республики Мустафой Кемалем Ататюрком. В этом сравнении есть свое рациональное зерно. Президенту Казахстана тоже приходится строить современное государство на обломках империи, но в отличие от Ататюрка, ему не пришлось ради этого воевать.

Нурсултан Назарбаев – просвещенный тиран и гуманный деспот. Единовластный правитель с человеческим лицом. Возможно, ему повезло с оппозицией. Но как собака со временем становится похожей на хозяина, так и противники-оппоненты похожи на власть. И оппозиция тем спокойнее, чем умереннее правящий режим.

Он не первый и не последний восточный владыка, избравший путь авторитарной модернизации. Тут ведь главное – не перепутать прилагательное с существительным. И суметь сочетать национальные интересы с потребностями родного клана и своей собственной семьи.

Тогда можно войти в могучий прайд азиатских экономических тигров. Многие из них уже прорвались в светлое капиталистическое будущее. И не помешал ни разгул коррупции, ни даже военная диктатура. А казахское нефтегазовое богатство им и не снилось.

Так, глядишь, и республика Казахстан когда-нибудь доберется до демократии.

Потом. Если захочет.

 

Николай Троицкий