20 августа в Берлине состоится неформальная встреча экспертов стран «нормандской четверки». Украинская делегация вместе с Германией и Францией попытается убедить российскую сторону в том, что предстоящая конституционная реформа соответствует Минским соглашениям. Впрочем, вероятность провала этой  задачи довольно высока, ведь не только Россия и Донбасс не верят, что новый раздел Конституции Украины о децентрализации приведет к миру. В этом сомневаются и сами европейские лидеры. Впрочем, Верховная рада поправки торопится утвердить к 31 августа. В первом чтении конституционные нормы уже одобрены.

 

Сколько сторон, столько и мнений

 

По сути, конституционная реформа предусмотрена Минскими соглашениями. Но споры о том, что именно должно быть записано в новой Конституции, ведутся с момента их утверждения.

Украинская сторона убеждена, что достаточно предусмотреть децентрализацию, которая означает максимальное расширение полномочий всех регионов при сохранении контрольных функций центральной власти.

Российская сторона и Донбасс настаивают, что Минские соглашения требуют утверждения в новой Конституции совершенно особого статуса Донбасса. Но в одобренном Верховной радой проекте об этом речь не идет. Донбасс упоминается только в Переходных (временно действующих) положениях, где сказано, что порядок местного самоуправления в Донбассе определяется отдельным законом.

Украинская власть пояснила, что такой закон уже есть – он был принят в сентябре прошлого года сроком действия на три года. Его смысл заключался в том, что местные органы власти в Донбассе получат широкие полномочия (но останутся в подчинении Киеву, как и власть любого другого региона) только после проведения выборов по украинскому законодательству.

В феврале в закон были внесены поправки – выборы местных органов власти в Донбассе и вступление в силу закона об особом порядке самоуправления состоятся при выполнении ряда предварительных условий. В их числе – отвод иностранных войск и добровольцев, оружия и военной техники; установление украинского контроля над госграницами с Россией.

 

Переход на рубли

 

В ЛНР и ДНР не приняли ни сентябрьский закон, ни последующие поправки в него, ни проект конституционной реформы. Более того, едва ли не с самого начала борьбы за независимость Донбасс озаботился денежным вопросом. Изначально говорилось о собственной валюте, но после решили взять за основу российскую. С 1 сентября рубль станет основной валютой самопровозглашенной Луганской народной республики.

"В целях принятия мер по стабилизации финансово-денежной системы, а также в связи осуществлением финансовых операций на территории Луганской народной республики преимущественно в российских рублях и резким снижением гривневой наличной денежной массы… установить, что основной денежной единицей на территории ЛНР является российский рубль", — говорится в постановлении правительства ЛНР, размещенном на сайте Луганского информационного центра.

Выплаты заработной платы, пенсий и социальных пособий будут осуществляться в рублях, что означает перерасчет "с украинской гривны на российский рубль в размере 2,0". Планирование, бюджетная, финансовая и налоговая отчетность будет также формироваться в рублях.

Согласно документу, допускается обращение гривны, доллара и евро, а также "осуществление расчетов в наличной и безналичной формах в гривнах, долларах Соединенных Штатов Америки и евро".

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ, Влияние на цены обязательно будет, но незначительное. Суть в том, что цены будут переводиться в рубли, и возможно некоторое округление, использование более выгодного для продавцов курса. Но в целом, не думаю, что это какой-то сильный драйвер среднесрочного и долгосрочного роста цен, скорее разовый драйвер, который может локально вызвать подорожание на несколько пунктов. Но опять же, это скорее вопрос к розничным сетям, не исключено, что этого эффекта может и не быть вовсе .


Как отметил в интервью НГ руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко, именно Вашингтон настоял на том, чтобы особый статус Донбасса был упомянут в проекте Конституции только формально: вроде бы упомянут, а вроде бы и трактовать можно по-разному.

«Порошенко едет в Берлин и Брюссель, чтобы отчитаться о том, что происходит. И пояснить, почему Минские соглашения не выполняются. Меркель и Олланд, выступившие гарантами урегулирования в «нормандском формате», хотят услышать конкретику. Всем очевидно, что попытка команды Порошенко с подачи США пройти между капельками, утвердив нынешний проект Конституции, не увенчалась успехом», – подвел итог Константин Бондаренко.

 Марина Староверкина