Планируется, что объединенная Церковь будет носить название «Украинская православная церковь Киевского патриархата». А «Украинская автокефальная православная церковь» станет вторым официальным названием. По сути это даже не слияние, а поглощение: религиозная организация с 4725 зарегистрированными прихожанами (данные на 1 января) примет в свою систему менее крупную УАПЦ.
Конечно, даже так им не догнать Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ МП), но задача как раз стоит в другом. Объединившись, организациям будет проще получать поддержку киевских властей, а самое главное, тогда они смогут войти в каноническую юрисдикцию Константинопольского патриархата, что действует в Америке.
Как отметил в связи с этим «НГР» научный сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский, объединительная «инициатива исходит даже не от собственно украинских Церквей, а от американской и канадской православных Церквей, находящихся в юрисдикции Константинополя». Тот же, по мнению Неменского, ставит целью «максимально ослабить Русскую церковь» через «отрыв от нее большей части ее приходов, которая находится на территории Украины».

«Предполагается, что если удастся придать канонический статус Киевскому патриархату, объединив его с УАПЦ, то клирики и приходы массово перейдут в него из Московского патриархата, что решит проблему создания единой поместной Православной церкви в Украине», – считает он.

Столь сложный вариант создания такой Церкви – через запрос УАПЦ на придание ей митрополии Вселенского патриархата и затем слияние ее с Киевским патриархатом – позволяет обойти вопрос об отлучении в 1992 году от Церкви Филарета, совершенный Архиерейским собором УПЦ МП, о чем были извещены все Поместные православные церкви.

Еще один важный аспект, на который указал Неменский в церковных событиях в Украине, – роль Соединенных Штатов, которые «имеют огромное влияние на Константинопольский патриархат как напрямую, так и через Турцию», являющуюся их ключевым союзником по НАТО. Тут передел влияния Церквей находится в контексте противостояния мировых сверхдержав.

 

Убийства не грех, а «борьба со злом»

 

Что есть грех, и кому его приписывать глава самопровозглашенной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет решает сам. 22 марта во время воскресной он, к примеру, заявил, что убийство не подчиняющихся Киеву жителей Донбасса грехом не является.

«Где правда, за украинцами или за сепаратистами, которые хотят продать Украину вместо того, чтобы быть благодарными за то, что украинская земля дала им приют, дала им жизнь. Жили, ели украинский хлеб, получали жизнь, а теперь хотят землю, которая им не принадлежит, отдать России. Можно ли, защищая свою землю, убивать и лишать жизни? Убийство ли это? Нет, братья и сестры, это не убийство! И не нарушение заповеди Божьей!» -  заявил Филарет.

Подобные высказывания церковного иерарха, который, казалось бы, должен призывать к миру, могли бы удивить, если не знать, что самозваный патриарх Филарет поддерживает карательную операцию в Донбассе фактически с самого первого дня.

По весне во время визита в США киевский патриарх призвал американские власти начать поставки оружия на Украину, попутно наградив церковным орденом Святого князя Владимира I одного из самых известных вашингтонских «ястребов» Джона Маккейна.
В феврале 2015 года Филарет объявил грехом уклонение от мобилизации в украинскую армию, тем самым помогая киевским властям пополнять запасы «пушечного мяса».
Обвиняемую в причастности к убийству российских журналистов украинскую наводчицу карательного батальона Надежду Савченко, находящуюся в российской тюрьме, Филарет 1 марта 2015 года наградил церковным орденом святого великомученика Георгия Победоносца «за борьбу со злом».


И словом, и делом


Помощью одним только словом украинским силовикам Киевский патриархат решил не ограничиваться. Сначала Киевский патриархат присылал армии около 2 млн гривен пожертвований, автомобили и бронежилеты. Потом на фронт решили отправить и самих священнослужителей.

В августе в зону АТО на службу заступили 12 священников. Как сообщил на брифинге в Краматорске советник министра информационной политики Александр Бригинец, инициатива исходит от самих военных, которые хотят иметь своих капелланов в батальонах.

Всего же украинская православная церковь Киевского патриархата подготовила около четырехсот священников для выполнения обязанностей в воинских частях и на опорных пунктах. С учетом ротации одновременно в зоне АТО будут работать 70-80 капелланов. Духовники будут содержаться за счет религиозных общин.

В зоне АТО вообще рады видеть всех священников: к работе капелланами приглашаются священнослужители всех религиозных организаций. То, что первым откликнулся Киевский патриархат, не означает, что священнослужителям других конфессий путь в зону АТО закрыт, подчеркнул Александр Бригинец.

Киевский патриархат и официальные власти Украины работают в одной упряжке: одни отдают приказы о «зачистке» мирных регионов от непокорных, другие потом смывают кровь с их рук и совести. Свою тесную дружбу обе стороны активно демонстрируют населению. Так в День Крещения Руси президент Украины Петр Порошенко не приехал на Богослужение в Киево-Печерскую Лавру, а посетил литургию во Владимирском соборе, главном храме организации «Киевский патриархат». Поздравляя жителей страны с Днем Крещения Руси, он заявил, что Киевская Русь в 988 году встала на «европейский путь». При этом большинство историков трактуют действия Владимира Крестителя как ориентацию на восточный или же евразийский путь развития.

Чего ожидает от такой переориентации сам Порошенко, непонятно. На «европейский путь» он уже поставил экономику Украины. К каким последствиям это привело, видит все мировое сообщество: война, приостановка предприятий, безработица, многомиллиардный госдолг и неизбежно приближающийся дефолт. Последствия создания в Украине митрополии Вселенского патриархата будут поистине катастрофичными для канонического православия в этом государстве.

«Здесь уже есть каноническая православная Церковь, и создание параллельной структуры приведет лишь к расколу и попранию всех канонов», – отметил «НГР» епископ Климент (Вечеря).

Причем масштаб этого раскола может не ограничиться одной только Незалежной. По мнению Неменского, «вполне может посыпаться вся сложившаяся система православных Церквей в Восточной и Юго-Восточной Европе». И все это – ради второй, после 1992 года, попытки создания независимой от Москвы и ориентированной на киевскую власть Православной церкви в Украине.    

Марина Староверкина