Хроника гражданской войны

 

Захваты журналистов стали своего национальным спортом на территории номинальной Украины, охваченной разгорающимся пламенем гражданской войны. Этим занимаются обе стороны конфликта. И повстанцы-ополченцы из Донецкой республики, и так называемая "власть" из Киева.

Вот только из хроники последних дней. 11 мая на блокпосту между Артемовском и Славянском был задержан репортер из "Новой газеты" Павел Каныгин, который подробно рассказал о своих приключениях. Обращались с ним повстанцы, мягко горворя, не лучшим образом, постоянно угрожали, ограбили, говорили даже о возможности выкупа. Но в конце концов отпустили.

А затем, по словам Каныгина, ему "позвонили из артемовского ополчения и высказали сожаление — их ребята реально перегнули палку и постараются мне возместить как-то то, как со мной поступили. Они очень сожалели о произошедшем".

Еще раньше, в апреле, ополченцы еще задерживали репортеров, прибывших в зону их действий. 

Так, 17 апреля в Славянске корреспондент украинского выпуска "Комсомольской правды" Евгения Супрычева попала в плен к народному ополчению Славянска, где ее продержали несколько дней. Она приехала на пресс-конференцию народного мэра города Вячеслава Пономарева, после чего ее временно взяли под арест.

Об исчезновении в Славянске корреспондента американского издания VICE Саймона Островского стало известно 22 апреля. Журналиста задержали на блокпосту бойцы самообороны Донбасса и несколько дней продержали в захваченном здании СБУ Славянска, после чего отпустили.

А в самые последние захватом журналистов занялись киевские силовики.

Британский журналист Грэм ФиллипсПервым попал под раздачу подданный Великобритании Грэм Филлипс, который сотрудничает с телеканалом Russia Today. Он был схвачен представителями Нацгвардии на выезде из Мариуполя днем 20 мая.

В городе он снимал сюжет в городском морге с участием местного врача. После задержания журналист был передан сотрудникам Службы безопасности Украины для допроса.

Как сообщил Филлипс в телефонном разговоре с коллегами, на допросе его спрашивали, не является ли он шпионом и какую позицию занимает по проблеме Крыма.

Затем в соцсетях появилось сообщение о том, что Грэм Филлипс был задержан якобы с оружием в руках. Но кончилось дело тем, что временные киевские не захотели связываться с англичанином и освободили его. Вдогонку, правда, обвинили в том, что он носил бронежилет, что и показалось подозрительным.

Корреспонденты LifeNews Олег Сидякин и Марат СайченкоРоссийским журналистам пока повезло меньше. По состоянию на день 22 мая они не были отпущены киевской охранкой. 

Съемочную группу телеканала LifeNews задержали служащие Национальной Гвардии Украины еще 18 мая под Краматорском. Спецслужбы Украины обвинили Олега Сидякина и Марата Сайченко в том, что они являются частью террористической группы, при этом признав, что журналистов задержали за выполнение служебных обязанностей. 

 

Вал дезинформации

 

«Украинскими военнослужащими вместе с зенитно-ракетным комплексом были обезврежены несколько террористов, было задержано несколько террористов и двое граждан России, которые с видеокамерами, с ПЗРК уже готовились снимать очередной теракт на нашей территории. И оба гражданина России с документами, видеофайлами, где зафиксированы зверские убийства украинцев, сейчас находятся в Киеве и начинаются их допросы", - нагло врал общественности председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко.

Потом последовал целый вал грубой дезинформации. Дескать, репортеры занимались "корректировкой огня", перевозили оружие, да не какие-нибудь автоматы или пулеметы, а целый ПЗРК - переносной зенитный ракетный комплекс.

Потом этот бред принялась повторять Дженнифер Псаки, официальный представитель Госдепартамента. Теперь уже не только Киев, но и Вашингтон выдвигают самые невероятные и фантастические версии, лишь бы оправдать захват и задержание журналистов.

Павел Каныгин так прокомментировал создавшуюся ситуацию:

"Пошла какая-то трещина между медийным сообществом России и Украины. К сожалению, это не сегодня и не вчера началось. Сейчас это просто обострилось и вылилось в эти задержания. Журналиста уже не воспринимают как журналиста, это уже солдат информационной битвы, которая сейчас происходит. Есть такое деление на российских солдат и на украинских. Обе стороны делают все, чтобы нейтрализовать. К сожалению, эта ситуация не очень здоровая, хорошая. Каким бы ни был журналист с Life News, с «Новой газеты», с ДОЖДЯ или с «Эха Москвы», я считаю, что задерживать и держать в таких условиях, назначенных военнопленным, это неправильно, это нехорошо. С этим надо что-то делать".

 

Кто ответит за базар

 

Но в данном случае пребывать в удобной позиции "над схваткой" и равномерно распределять негодования по адресу обеих сторон конфликта - недостаточно и не совсем правильно.

Надо только понять одну простую вещь. Когда журналистов захватывали, грубо с ними обращались, грабили, может быть, били (по крайней мере, об этом рассказывал Павел Каныгин) повстанцы-ополченцы из Славянска, Артемовска или Краматорска, то с них не может быть точно такой же спрос, как и с их противников.

Это суровые вооруженные люди, которые равны самим себе. Они такие, какие есть. Они не клялись "в верности демократии" и никому не обещали соблюдающими все тонкости демократических процедур.

Кроме того, как и во всякой гражданской войне, к идейным бойцам сопротивления примыкают мародеры и хулиганы, которые, строго говоря, никому толком не подчиняются, действуют автономно, и за их поступки некому отвечать, кроме них самих.

Но когда журналистов захватывают, бьют, пытают (а именно это происходило при задержании Сидякина и Сайченко) бойцы Национальной гвардии, якобы подчиняющиеся временному правительству в Киеве, а тем более сотрудники СБУ, Службы безопасности Украины, аналогу нашего ФСБ - к их действиям не может быть никакого снисхождения.

Их начальники много и красиво рассуждали про "европейский выбор", про "демократию и свободу". Никто их за язык не тянул - так пусть отвечают за базар. Однако, между тем, киевский режим демонстрирует такой панический, истерический страх перед журналистами, репортерами, какого не испытывал даже, например, Саддам Хусейн. Который в разгар "Бури в пустыне" давал интервью CNN, телекомпании из страны, с которой он тогда воевал.

Ну а поведение госпожи Псаки и ее боссов из Вашингтона - явление за гранью добра и зла. Казалось бы, кто громче американского Госдепартамента твердит о "правах человека", о"свободе слова" и так далее! И после этого они же выкручиваются, извращаются в попытках найти оправдание издевательству над самим принципом свободы слова.

Тут уже не просто двойные стандарты, а кромешный позор, стыд и срам. Не тем, кто безуспешно пытается рулить Украиной. Этим "политикам" уже не спасти репутацию. Но так опозорить США, как это сделали Псаки и компания, не удавалось никаким самым лютым врагам Америки.

 

Николай Троицкий