Сегодня, 15 апреля, Конституционный суд Украины (КСУ) приступит к рассмотрению дела о конституционности отдельных положений закона «Об очищении власти» (закон о люстрации). В конституционное производство объединены сразу три обращения: два – Верховного суда Украины и одно – 47-ми народных депутатов.

Напомним, что закон «Об очищении власти» был принят 16 сентября. В соответствии с ним, объектами люстрации являются все госслужащие, а также сотрудники органов местного самоуправления, которые занимали посты с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, то есть в период пребывания у власти президента Виктора Януковича.

С чем не согласны ВСУ и депутаты

 

В своих представлениях Верховный суд Украины (ВСУ) поднимает вопрос о конституционности положений закона о люстрации, касающихся запрета для определенных лиц, в отношении которых осуществляется люстрация, в течение 10 лет занимать должности.

Как сообщает «Интерфакс», речь идет о лицах, которые занимали совокупно не менее одного года в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года должности члена Высшего совета юстиции (кроме председателя Верховного суда Украины), члена Высшего квалификационной комиссии судей Украины, председателя Государственной судебной администрации Украины, его первого заместителя, заместителя. Указанный запрет применяется к лицам, которые занимали эти же должности в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года и не были освобождены в этот период по собственному желанию.

Также оспариваются положения закона о запрете занимать должности для судей, которые вынесли решения против участников Евромайдана.

Как ранее заявил председатель ВСУ Ярослав Романюк, после вступления в силу закона о люстрации к нему обратились несколько судей, которые считают, что нормы закона о люстрации нарушают их права и представляют угрозу для независимости в совершении правосудия. Кроме того, по словам председателя ВСУ, люстрация в органах государственной власти, в судейской системе в частности необходима, однако отдельные положения утвержденного закона, по его мнению, напрямую нарушают Конституцию.

В представлении 47 народных депутатов обжалуется аналогичный  запрет в отношении лиц, занимающих руководящие должности в органах власти в период с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 года, а также работников правоохранительных органов, следователей, оперативных работников, работников органов прокуратуры, которые принимали участие в задержании лиц, освобожденных от уголовной или административной ответственности в соответствии с законами об амнистии, составляли на них рапорты и протоколы об административном правонарушении. По их мнению, закон не отвечает принципу презумпции невиновности.

Призывы к митингам и демонстрациям

 

Однако накануне начала рассмотрения данного дела вокруг конституционной юрисдикции искусственно создавалась ситуация напряжения и недоверия. «Попытки политиков распространить компрометирующую информацию, касающуюся профессиональной деятельности судей, призывы к митингам и демонстрациям под стенами Конституционного суда Украины являются ничем иным, как давлением на суд», − говорится в заявлении, опубликованном на сайте КСУ.

Зачем это делается? Чтобы помешать Конституционному суду Украины вершить правосудие. Дело в том, что многие украинские политики прекрасно понимают, что решение КСУ может коренным образом повлиять на процессы люстрации.

 Председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин:

«Проблема люстрации в том, что очень трудно люстрировать судей. Это крупнейшая в стране проблема, потому что любую реформу, любое коррупционное расследование можно "убить" на уровне суда. Что сейчас и пытаются сделать. И это начало рассмотрения в Конституционном суде законности люстрации я считаю последней битвой. То есть мы либо выиграем ее и очистим власть, либо мы ее проиграем и будем иметь сильного, самого проблемного оппонента не только борьбы с коррупцией, а вообще реформ в стране».

Между тем вчера вечером в Верховную раду была внесена новая версия законопроекта «Об очищении власти». Как сообщает ТАСС со ссылкой на министра юстиции Украины Павла Петренко, в новом варианте учтены все замечания Венецианской комиссии.

 Алиса Ермакова