Газопровод «Восток-Запад», который связывает газовые месторождения востока Туркмении с каспийским побережьем, был достроен на этой неделе. Его мощность — 30 млрд кубометров в год, протяженность — 773 км, затраты на строительство оцениваются в $2,5 млрд. Ранее эта труба рассматривалась как часть газопроводного проекта Nabucco, по которому туркменский и азербайджанский газ должен был поступать в Европу. 

 

На радость Европе

 

Европа уже не первый год говорит о диверсификации поставок и снижении энергетической зависимости от России. Туркмения и Азербайджан всегда рассматривались ЕС как потенциальные партнеры.

Недра Туркменистана хранят огромные запасы энергоносителей: страна занимает четвертое место в мире по запасам природного газа. Однако до сих пор Ашхабаду недоставало развитой инфраструктуры для транспортировки своих полезных ископаемых.

В перспективе, если потребуется, газопровод в состоянии перебрасывать большие объемы «голубого топлива» к побережью Каспийского моря. Таким образом, он сможет осуществлять поставки газа из Туркменистана в европейские страны.

Так что энергетический проект стоимостью свыше 2,5 миллиардов долларов действительно имеет первостепенное значение для Ашхабада, который намерен увеличить экспорт нефти. Газопровод мощностью 30 миллиардов кубических метров в год и протяженностью порядка 800 километров ему определенно в этом поможет.

Как заверил президент Туркменистана, новый газопровод должен «ускорить промышленное развитие» западных регионов страны и «повысить возможности потенциального сотрудничества в сфере энергетики» на международном уровне. По мнению France TV, под этим следует прежде всего понимать увеличение поставок туркменского газа в Иран.  

При этом газопровод лишь «звено» более важной стратегической цепи – Южного газового коридора, по которому – по окончании строительства Транскаспийского газопровода – туркменский газ попадет в Европу.

Ашхабад сможет начать обеспечивать Европу газом уже в 2019. В этом же году откроется газопровод ТАПИ, который свяжет газовые поля Туркменистана, Афганистана, Индии и Пакистана.

 

Назло России

 

Столь амбициозный проект, начало которому было только что положено, «злит Владимира Путина», пишет France TV. Россия может остаться без рынка сбыта синего топлива что, после сильного падения цен на нефть, принесет огромные экономические убытки стране.

Европа решительно настроена сократить зависимость от поставок газа из России или от поставок голубого топлива, транзит которого проходит по территории России. Также и Туркменистан пытается разнообразить свои пути экспорта, в чем он пока весьма зависим от России.

Впрочем, и в рамках этого проекта остается еще ряд нерешенных вопросов. Основная проблема заключается в том, что большая часть туркменского газа законтрактована Китаем и туркмены уже вынуждены наращивать добычу хотя бы для того, чтобы выполнить обязательства перед КНР. Во-вторых, окончательно не определен статус Каспия, а без согласия всех стран, выходящих к Каспийскому бассейну, говорить о поставках газа в Европу нельзя. При этом уже сейчас Туркменистан и Азербайджан конфликтуют из-за принадлежности ряда месторождений. Например, проблемным является месторождение Кяпаз, которое Туркмения считает своим, а Азербайджан уже ведет на нем добычу.

 Ника Бажанова