Курс рубля все еще держится на довольно низких позициях, определяется ли его стоимость ценой нефти или имеет место влияние на его стоимость с целью корректировки бюджетных расходов? Комментирует Наталия Орлова, профессор Высшей школы экономики, главный экономист Альфа-банка.

— За курсом рубля до сих пор стоит цена на нефть?

— Конечно, курс рубля зависит от цен на нефть. Наш экспорт на 60% состоит из продаж нефти.

— Имели ли место вмешательства правительства в изменение курса?

Тогда дали распоряжение, чтобы экспортеры продавали валюту, для уменьшения масштабов девальвации.

— В сложный момент, когда против страны были введены санкции,  у нас это «плаванье», оно, скажем так, изначально было «грязным» — что означает вмешательство государства в регулирование валютного курса. Тогда дали распоряжение, чтобы экспортеры продавали валюту, для уменьшения масштабов девальвации. Сейчас говорить о том, что движение валютного курса управляется Центральным банком РФ, по меньшей мере, странно, потому что если вы посмотрите на динамикурезервов центрального банка, то увидите, что они не меняются.    

Плавающий валютный курс — валютный курс, который устанавливается в условиях, когда ни государство, ни центральный банк не предпринимают никаких действий по поддержанию его стабильности. Этот курс называют также гибким валютным курсом. «Чистое» плавание означает, что ни правительство, ни центральный банк не проводят каких-либо интервенций на валютном рынке, и курс валюты устанавливается исключительно под воздействием игры рыночных сил. В отличие от «чистого» плавания, «грязное» плавание предполагает вмешательство руководящих кредитно-денежных учреждений одной или обеих стран в ситуацию на валютном рынке, однако эти интервенции проводятся по их усмотрению и не носят систематического характера, направленного на полную стабилизацию валютного курса.

— Чем определяется сейчас курс рубля?

— Динамика курса определяется, грубо говоря, платежным балансом. То есть состоянием экспорта, и цена на нефть это наиболее важная составляющая в связи российской экономики и международной, которая диктует динамику курса рубля. А второй момент — это счет движения капиталов, он показывает насколько страна привлекательная. Счет движения капиталов устанавливает связь между экономическим ростом, его перспективами и валютным курсом. Условно говоря, бывают ситуации, когда слабый текущий счет, то есть торговый баланс может быть компенсирован притоком капитала. Вот две линии.

Счёт движения капиталов — раздел платёжного баланса страны, выражающий соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, полученных и предоставленных кредитов.

Высказывания представителей властей о стоимости рубля, безусловно, воздействуют на кратковременную динамику курса.

Состояние бюджета зависит от курса, и власти могут своими комментариями повлиять на него. Высказывания представителей властей о стоимости рубля, безусловно, воздействуют на кратковременную динамику. Но если говорить о долгосрочном понимании ситуации, то словесные интервенции и бюджетные интересы, они не влияют на «равновесное» состояние курса. В течение недели это может давать какую-то волатильность: инвесторы следят за тем, что говорит Президент. Однако это не влияет на долгосрочную динамику.

Наталия Орлова— Утверждение о том, что правительство сейчас влияет на курс для того чтобы решать задачи по наполнению бюджета, получается, не имеет под собой почву?

— В данный момент правительство (Минфин), к сожалению, не имеет инструментов влияния на курс, но курс для них очень важный индикатор. Когда он укрепляется, если это не сочетается с ростом цены на нефть, то бюджет, по сути, не дополучает доходы. Можно представить, что желание пополнять бюджет за счет ценового курса будет создавать определенное давление на ЦБ, и это вынудит банк отойти от политики «плавающего курса» — такое в принципе возможно. Но на данный момент мы находимся в ситуации «плавающего курса», и если из этой точки перейти в точку, когда правительство будет определять курс исходя из понимания бюджетной политики, то для этого потребуется отставка главы ЦБ. Это потребует тектонических изменений.

— Существуют ли проблемы с получением денег в бюджет на данный момент?

—  Эта ситуация зависит от цены на нефть: допустим, цена барреля поднимется на 70 копеек, и с бюджетом будет все хорошо. У нас есть проблемы с бюджетом, и они связанны с тем, что в данный момент экономика не растет, соответственно нельзя увеличить собираемость доходов. Социальные обязательства большие, а собрать дополнительные доходы — нет возможности. Но это не проблема валютного курса, это проблема того, что у нас низкие потенциальные темпы роста, экономика растет недостаточно быстро. Есть много способов, как эту проблему решать, но, конечно, подумать о «слабом» рубле — это самое простое, что приходит в голову. Но это не значит, что этим путем нужно идти. 

Дмитрий Зимин