Замедление темпов роста российской экономики, новые геополитические реалии и санкции Запада, безусловно, отразилось на российском воздушном транспорте. Каково финансовое состояние российской авиации, что ждет игроков рынка, и каков реальный сценарий дальнейшего развития событий? Все эти и другие вопросы обсудили участники Международного авиационного форума «Крылья России».

Как сказал в своем вступительном слове президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун, печально, что мы начинаем эту сессию с трагических событий. 30 лет назад (11 октября) в Омском аэропорту произошла страшная катастрофа. Тогда на полосе столкнулись самолет и аэродромные авто, сгорели 163 человека. «А сегодня авиакатастрофа произошла во Внуково. Сейчас там идут проверки», - пояснил он.

Напомним, что сегодня, 21 октября, примерно в полночь частный легкомоторный самолет Falcon с тремя членами экипажа и одним пассажиром на борту во время разгона столкнулся со снегоуборочной машиной. В результате инцидента погибли четыре человека. «В связи с этим событием, хочу еще раз отметить, что безопасность – основа авиации», - сказал Тасун.

Взгляд авиакомпаний

 

Возвращаясь к состоянию российской авиации, Тасун отметил, что год характеризуется как положительными, так и отрицательными тенденциями.

«Среди плюсов выделяются: эксплуатация около тысячи авиасудов американских и европейских перевозчиков, внедрение новейших технологий, человеческие ресурсы (тысячи членов экипажа, сотни высококвалифицированных управленцев и др.)», - пояснил президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. При этом он рассказал и о проблемах отрасли. «Начиная с осени, начали замедляться темпы роста пассажиропотоков на международных авиалиниях. В 2014 году рост перевозок  на международных линиях спал (но составляет 5,6%), а рост на внутренние воздушные линии наоборот вырос, он стал 20%, вместо 9%», - отметил Тасун, добавив, что внутренние перевозки априори являются убыточными. По его словам, санкции и политические факторы затронули перевозчицкую отрасль, отразились на туристической деятельности. «Хотел бы подчеркнуть, что в настоящее время нас не только загоняют в угол санкциями, но и идет полная изоляция. Сегодня мы участвуем в конференции, и мы должны понимать, что легче уже не будет, будет только хуже», - подчеркнул Тасун.

Для авиакомпаний риски есть и они реальные, считают участники форума. Сегодня отрасли подвергается серьезным вызовам, среди которых наиболее важным является сокращение числа перевозчиков. Поэтому, по мнению Владимира Тасуна, необходимо стремится к увеличению провозной способности. «Нам надо взглянуть заново на рынок перевозок и выработать конструктивные предложения о том, как нам пережить этот сложный период», - резюмировал он.

В свою очередь, заместитель министра Министерства транспорта РФ Валерий Окулов задался вопросом: какой эффект дали изменения внесенные в Воздушный кодекс РФ о невозвратных тарифах? «Безусловно, падение курса негативно сказывается на авиакомпаниях. Чем это компенсировать? Только ростом рублевых тарифов. Однако тут надо понимать, что введение невозвратных тарифов неизбежно приводит к тому, что растет тарифная сетка», - сказал Окулов, выступая на форуме. При этом среди главных рисков в данной отрасли замминистра выделил снижение потребительского спроса, ограничение доступа к финансированию и увеличение процентных ставок. Тем не менее, по его словам, слаженная управленческая компания как в отдельных авиакомпаниях, так и во всей отрасли, поможет преодолеть указанные сложности.

Между тем эксперт в области экономики, директор НЦ-19, ГосНИИ ГА Александр Фридлянд пояснил, что сейчас действительно доминирует рост на внутренних линиях, а раньше доминировал на международных. По его словам, это влияет и на экономику. Доходные ставки падают в долларах, а растут в рублях. При этом снизилась операционная рентабельность. По мнению эксперта, необходимо скорректировать ценовую политику и провести реконструктизацию.

Также участники сессии отметили, что на фоне всех отрицательных воздействий воздушная отрасль дает 11,2% роста. В этой связи необходимо определить вектор развития. Как считают эксперты, необходимо провести качественные изменения в экономике и данной отрасли. Ведь гражданская авиация особенно чувствительна к колебаниям рынка, а возросшая геополитическая напряженность и санкции Запада заставили авиакомпании пересмотреть стратегию развития отрасли.

Туристический пузырь

 

Однако кроме геополитических реалий авиаперевозчики столкнулись с внутренними проблемами, а именно с проблемами в туристическом секторе.

 Председатель партии «РОДИНА» Алексей Журавлев:

«Несовершенство законодательства привело нас к тому, что в разгар сезона отпусков десятки тысяч наших сограждан не смогли выехать на отдых даже оплатив полную стоимость путевки, а те, кто оказался за границей, с удивлением узнали, что в связи с финансовыми трудностями туроператоров их гостиницы и обратные билеты на родину не оплачены. Однако, при оплате полной стоимости путевки клиентом, такое должно расцениваться не только как халатность, но и как мошенничество».

В этом году туристической отрасли пришлось несладко, туристический бизнес в России сильно пошатнулся: рухнули более десятка небольших компаний, обанкротился один из старейших операторов «Нева», в результате чего последовали судебные дела, разбирательства и проверки. А доверие к туроператорам и вовсе скатилось до нулевого уровня.

Как отметил вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин, в текущем году в туристическом отрасли было много банкротств, вследствие чего около 30 тысяч граждан оказались за границей, к счастью, вскоре все они были отправлены домой.

Отметим, что ранее председатель партии «РОДИНА» Алексей Журавлев предлагал обязать турфирмы информировать клиентов об оплате гостиницы и перелета, чтобы российские туристы могли еще до вылета получить документальное подтверждение, что их гостиница и билеты на самолет оплачены. 

Как сказал в своем выступлении Горин, сейчас в данной отрасли происходят изменения: активно идет консолидация. «Однако мы испытываем серьезные проблемы со страхованием, поскольку страховые компании не готовы страховать наши риски. При этом повышаются процентные ставки. Мы надеемся на цивилизованный выход из этой ситуации. Мы также хотим, чтобы у нас появился регулятор, который сможет контролировать деятельность туристических компаний», - пояснил он.

В заключении отметим, что в связи со сжатием рынка авиаперелетов, многим из авиаперевозчиков грозит полное вымирание. Поэтому, вместо того, чтобы преувеличивать значимость санкций, им необходимо перестать смотреть в сторону Запада и подумать, как сделать внутреннюю отрасль авиаперевозок наиболее прибыльной.

 Алиса Ермакова