Действующая  в России госпрограмма по развитию Дальнего Востока не эффективна, а заявленные в ней мероприятия не позволяют Правительству достичь поставленных перед ним задач. Об этом сегодня заявил заместитель председателя Правительства — полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Полпред рассказал сенаторам о долгосрочном социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона.

После наводнения в Хабаровском крае, Амурской и Еврейской автономной областях президент России Владимир Путин подписал решение о создании Министерства развития Дальнего Востока. Тогда в трех субъектах РФ пострадали 196 тысяч 206 человек, тысячи людей остались без крова. Буквально за год удалось восстановить транспортную инфраструктуру, компенсировать урожай в личных подсобных хозяйствах и переселить почти 12 тысяч человек в новые квартиры. Но основной задаче было объявлено не просто ликвидировать последствия чрезвычайной ситуации, но и создать на Дальнем Востоке территорию опережающего развития.

Дальний Восток — это 36 процентов территории страны, где производится всего 5,6% валового внутреннего продукта, а между тем, Дальний Восток располагает огромнейшими ресурсами. «Необходимо учитывать, что регион расположен в непосредственной близости к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). И сегодня там проживает 4 миллиарда человек, а темпы роста стран АТР в 2-2,5 раза выше, чем в странах Евросоюза с объемом ежегодного импорта — 6,6 триллиона долларов, и нам нужно понять, как стать частью этого рынка», — сказал Юрий Трутнев.

 

По теории

 

Основная идеология документа о территориях опережающего развития состоит из трех пунктов. Первый — снижение административных барьеров для бизнеса, второй — налоговые преференции и третий — создание инфраструктуры с помощью федерального бюджет. «Параллельно начата работа по отбору перспективных площадок территорий опережающего развития во всех субъектах Дальнего востока», — добавил полпред.

Работа по созданию территорий опережающего развития идет по трем основным направлениям: это полевая, маркетинговая и законопроектная работа.  Идет аудит всей территории, осмотрено более 400 потенциальных площадок для обустройства ТОР, из которых одобрено 16: «В результате реализации инвестиционных проектов и создания территорий опережающего развития в течение 10 лет можно рассчитывать на увеличение Валового регионального продукта на Дальнем Востоке на 2,8 триллиона рублей, создание более 28 тысяч новых рабочих мест, привлечение более 3 триллионов рублей частных инвестиций».

А к 2015-2017 году должно быть созданы 5 территорий ОТР, запущено 6 инвестпроектов, привлечено более 90 миллиардов рублей в виде частных инвестиций и создано 6,5 тысяч новых рабочих мест.

В рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» выделено 42 миллиарда рублей на 2015 — 2017 годы и 15 миллиардов из Фонда развития Дальнего Востока. «К сожалению, в программе Фонда были некорректно сформулированы принципы деятельности, было предусмотрено, что показатели доходности проектов должны быть не ниже рыночных, но у нас и так достаточно финансовых институтов, которые работают на основе показателей рыночной доходности — это банки и другие кредитно — финансовые учреждения. На наш взгляд Фонд должен инвестировать возвратные и низкодоходные инфраструктурные проекты с длительным сроком окупаемости», — подчеркнул Трутнев.   

 

За бортом

 

На заседании весьма резко выступил сенатор от Забайкальского края Баир Жамсуев. По его словам, в проекте федерального закона фактически не представлены субъекты Восточной Сибири. "И все это несмотря на то, что развитие Дальнего Востока и Байкальского региона обеспечивается в рамках одной федеральной целевой программы и позиционирование нас как единого макрорегиона. Байкальский регион, получается, грубо выталкивается из этих программ", - сказал Жамсуев. 

Он отметил, что доля Забайкальского края, без учета средств, направленных на развитие железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссибирской магистрали, составляет 1,1 % (Иркутская область – 4,0%, республика Бурятия – 4,5%). В проекте же новой федеральной целевой программы, рассчитанной до 2025 года, подготовленной Минвостокразвития, доля Забайкальского края в общем объеме финансирования еще меньше – 0,8 %, Байкальского региона в целом 2,1 %.

Такую же позицию занимают и специальные правительственные структуры, созданные для реализации этой программы. Баир Жамсуев напомнил участникам «правительственного часа», что «для сопровождения социально-экономического развития Дальнего Востока создано отдельное министерство, определен курирующий заместитель председателя правительства РФ, создана правительственная комиссия по Дальнему Востоку».

Но и у этих ведомств «Байкальский регион оказался опять за бортом». Это сказывается и на социально-экономическом положении региона, на его демографической ситуации, и, в конечном счете, может негативно сказаться на геополитическом положении России в этом регионе.

В завершении сенатор от Забайкалья внес четыре предложения: распространить действие правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока и на Байкальский регион, с включением в ее состав представителей субъектов Федерации региона; наделить одного из заместителей председателя правительства РФ полномочиями по координации развития Байкальского региона; включить субъекты Байкальского региона в перечень территорий, на которых в первоочередном порядке создаются ТОРы и пересмотреть подходы формирования расходной части ФЦП в отношении субъектов Байкальского региона предусмотрев более справедливое распределение федеральных средств.

 Марина Староверкина