Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела парламентские слушания «О мерах по предупреждению негативных вызовов национальной экономике и о первоочередных задачах экономического развития в современных условиях». С основным докладом выступил Министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев. В заседании также приняли участие руководители министерств и ведомств, сенаторы, депутаты Государственной Думы, члены Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, представители регионов, бизнес-сообщества и науки.

 

От частного к общему

 

Во многих субъектах РФ наблюдается острая дефицитность бюджета, некоторые и вовсе не в состоянии самостоятельно вылезти из долговой ямы. Все это сказывается на качестве жизни населения. И не исправив ошибки на местах, страна не сможет расчитывать на стремительный рост общей экономики.

«Уже только это значительно сужает базу для роста и является главным внутренним вызовом устойчивому развитию экономики. Но решать внутренние задачи экономического роста предстоит в условия резкого обострения геополитической обстановки. Главная проблема – фактическое перекрытие для компаний западных финансовых рынков. При этом необходимость обслуживания прежде взятых кредитов никто не отменял», - отметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

В результате санкций резко сузились или вообще закрылись возможности перекредитования, привлечения внешних инвестиций (особенно "длинных" денег), получение доступа к новейшим зарубежным технологиям. Возникает реальный риск возникновения ситуации 2009 года, когда государство было вынуждено изыскивать колоссальные ресурсы для спасения стратегически важных предприятий и банковской системы.

Сегодняшние процентные ставки по кредитам часто превышают рентабельность самого проекта, поэтому в качестве приоритетного направления президент РФ Владимир Путин назвал необходимость обеспечить доступность кредитов и "создать новые конкурентоспособные по мировым стандартам условия финансирования бизнеса".

В этот год страна вошла с уровнем процентных ставок в 5,5%, а завершается год уже с ключевой ставкой в 9,5%. И эти 4%, безусловно, перекладываются на конечных заемщиков. Кроме того, возникают определенные риски: банки не уверены в том, что заемщик в состоянии оплатить кредит. Отсюда ЦБ необходимо создание резерва, а это давит на капитальную базу Банка и только усложняет и без того непростую ситуацию.

 

Игра на опережение

 

Ситуация требует, чтобы импортозамещение рассматривалось не просто как замещение товара (потому что товар, который ввозится к нам, уже в финансовом смысле реализован),  играть на опережение, отмечает министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев.

"Импортозамещение для нас – это прежде всего производство критически важных технологий внутри страны, создание мощного инвестиционного потенциала, который получает наша промышленность и сельское хозяйство, благодаря тому, что их издержки, пересчитанные на валюту, позволяют выигрывать конкуренцию у импортеров и позволяет выигрывать конкуренцию на рынке третьих стран в качестве экспортеров. Это необходимо поддержать", - говорит Улюкаев.

На данный момент уже разработаны планы импортозамещения, которые подкрепляются набором инвестиционных проектов. Это касается увеличения программы сельского хозяйства. Механизм проектного финансирования предполагает выделение квот для сельского хозяйства (от 20%).

Здеь нужно использовать мощный потенциал закупок для государственных нужд. В этом плане уже приняты решения: по ряду позиций закупки для госнужд будут осуществляться только у отечественных поставщиков. К этой категории относятся 106 видов товаров – из отраслей ВПК и производства тяжелой строительной техники (самосвалов, автокранов, легковых и грузовых автомобилей).

Еще по ряду позиций буду осуществляться ценовые преференции в пределах до 15% от цены. Например, это коснется производства лекарственных препаратов, производство продовольствия. Это даст дополнительный ресурсный запас для отечественного производителя.

С начала года с применением таких преференций для отечественных поставщиков было заключено более 660 тысяч контрактов на общую сумму свыше 450 морд рублей. Но кроме закупок для госнужд существуют еще и закупки для компаний с государственным участием. По объемам эти цифры сопоставимы. «Поэтому необходимо внести изменения в 223 ФЗ, которые урегулирует требования к закупкам для нужд компаний с государственным участием, и привести его в соответствие с  требованиями 44 ФЗ, который дает нам возможность применять те преференциальные меры для бюджетных закупок», - заявил Улюкаев.

Но видимый результат в развитии экономики России страна сможет ощутить не раньше, чем через год. А пока же, по данным Минэкономразвития, рост ВВП России составляет 0,8%, что тоже неплохо, ведь прогнозировалось и того меньше - 0,5%.

 Марина Староверкина